АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД В ПРОКАТНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
ПЕРЕКРЕСТНАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ УРВ—Д
Перекрестная схема в простейшем виде (рис. 44) находила ши-
рокое применение для питания реверсивных электроприводов, ког-
да использовались многоанодные ртутные выпрямители. Для та-
кой схемы необходимо применение двух комплектов УРВ (УРВ1 и
УРВ2) и трехобмоточного трансформатора ТРВ с двумя вторич-
ными обмотками ТРВ1 и ТРВ2, что увеличивает мощность силового трансформатора и удорожает установку. Вторичные обмотки трансформатора соединены по схеме «зигзаг», которая обеспечивает благоприятную внешнюю характеристику. Простая звезда вторичных обмоток дает резко падающую внешнюю характеристику. Каждый комплект УРВ имеет свою систему сеточного управления {ССУ1 и ССУ2). Якорь двигателя в этой схеме включается между катодами (или-между нулевыми точками вторичных обмоток трансформатора). Характерным для такой схемы является то, что анодные напряжения УРВ1 и УРВ2 находятся в фазе. При одном направлении вращения двигателя один УРВ (например, > УРВ1) работает в выпрямительном режиме, а второй заперт и подготовлен для работы в инверторном режиме. Выпрямленный ток при этом идет через работающий анод и якорь двигателя, затем возвращается в нулевую точку работающей обмотки ч трансформатора ('ТРВ1).
& |
~35яВ ■ |
ТРВ |
Рис 44 Перекрестная схема системы УРВ—Д (для ТРВ2 правая стрелка — вниз) |
Режим работы УРВ изменяется при помощи систем сеточного управления ССУ1 и ССУ2. Неравенство мгновенных напряжений РВ, работающих в выпрямительном и инверторном режимах, вызывает прохождение уравнительного пульсирующего тока в контуре УРВ1—ТРВ2—УРВ2—ТРВ1, как это. показано на рис. 44. Для ограничения величины уравнительного тока в уравнительный контур включаются катодные дроссели Др1 и Др2.
При применении одноанодных вентилей перекрестная схема обеспечивает питание двигателей от вторичных обмоток трансформатора через мостовые схемы. Перекрестная схема проста для понимания и обладает большой гибкостью и высокой надежностью при эксплуатации.
Выбор схемы встречно-параллельного включения или перекрестного включения производится от назначения привода и экономичности систем. Схемы встречно-параллельного включение дают большой экономический эффект при большом числе приводов (например, привод рольгангов) за счет значительной разницы в стоимости большого числа трансформаторов. В главных приводах и лриводах высокой точности разница в стоимости значительно снижается. '
13. к. п. Д И cos ф УПРАВЛЯЕМОГО
РТУТНОГО ВЫПРЯМИТЕЛЯ
Под коэффициентом полезного действия УРВ понимают отношение полезной мощности, отдаваемой РВ в цепь постоянного тока Pd, к мощности, потребляемой из сети
Ч-П&ЩГ - ' <Ш-29>
где АР — потери мощности в дугах вентилей, в трансформаторе и реакторах, во вспомогательных (цепи возбужденгя и управления) элементах устройства.
20 ЧО ВО 80 Id/Idн,% Рис 45 Изменение Т| в системах УРВ-Д и Г-Д при изменении нагрузки двигателя |
Если разделить потери мощности на потери мощности в трансформаторе и в вентилях, то к. п. д УРВ можно рассматривать, как произведение к. п. д. трансформатора [г)тр ] на к. п. д. вентилей (Т)рв), т. е. Т] = Г)трГ)рВ.
Если в выражение для определения 'Прв не вводить потери мощности во вспомогательных устройствах, то
(Ш'30)
Как отмечалось, для РВ величина АЕх практически постоянная при изменении нагрузки (ДЕх — 18 — 25 В). Таким образом, в соответствии с формулой (II 1.30), г|рВ растет с ростом величины среднего выпрямленного напряжения Ed Такой рост особенно ощутим в диапазоне малых и средних напряжений (примерно до 1000 В) не только потому, что АЕХ уменьшается относительно Ed, но еще и потому, что до перехода к высоким напряжениям потери мощности в РВ превышают обычно потери мощности в трансформаторе. При высоких напряжениях (при Ed — 20 кВ г)рВ = 99%) т)рВ /.-мало влияет на общий к. п. д. и в этом случае определяется главным-образом Т]тр.
Сравнительно с к. п. д. системы Г—Д к. п. д. системы УРВ—Д более высок и почти не изменяется с уменьшением нагрузки (рис. 45). Этим определяется высокая экономичность системы.
Коэффициент мощности системы УРВ—Д в основном определяется степенью понижения выпрямленного напряжения. Как быйо показано, ток в каждой фазе появляется в момент подачи положительного - импульса. А это значит, что при регулировании выпрямленного напряжения угол сдвига фазы между напряжением сети и первой гармоникой тока определяется. углом регулирования. Без учета потерь в обмотках, перекрытия" анода и искажения кривой тока при условии его непрерывности первая гармоника тока будет сдвинута относительно напряжения на угол
регулирования а, т. е. cos <р управляемого РВ может определяться как
cos ср = cos ос = -3^— > (III.31)
С da
где Edx~ среднее выпрямленное напряжение при зарегулирован - 'ных сетках; '
Edн — среднее выпрямленное напряжение при полностью открытых сетках.
Значительное ухудшение cos ф при глубоком регулировании выпрямленного напряжения и сложность обеспечения генераторного торможения двигателя (инверторного режима) являются наиболее существенными недостатками систем управляемые вентильные преобразователи — двигатель.
Ухудшение коммутации двигателя и некоторое уменьшение его к. п. д. за счет увеличения потерь из-за пульсации выпрямленного тока также являются недостатками таких систем.
К недостаткам системы УРВ—Д также относится возможность обратных зажиганий. Режим обратного зажигания заключается в том, что на одном или нескольких анодах появляется катодное пятно, в результате чего эти аноды теряют свои вентильные свойства и между «обратно горящими» анодами и остальными анодами возникает режим короткого замыкания. Обратное зажигание может быть вызвано неправильным температурным режимом, перегрузками, ухудшением вакуума и другими причинами и требует отключения или запирания РВ. Последующее включение РВ, как правило, обеспечивает нормальную работу без каких-либо дополнительных мер.