Асинхронные электроприводы с векторным управлением
Особенности реализации систем векторного управления на базе ЭВМ для частотно-регулируемых асинхронных приводов
Системы векторного управления характеризуются объемом вычислительных операций при значительном числе операций умножения. Систему векторного управления можно представить как совокупность нескольких подсистем: информационной подсистемы; подсистемы векторных преобразований и управляющей подсистемы.
К информационной подсистеме относятся датчики тока, напряжения, потокосцепления и угловой скорости. В связи с тем что сигналы имеют высокий уровень помех, необходимы достаточно сложные фильтры с переменными полосами пропускания. Кроме того, при невозможности использовать датчики Холла необходимо интегрировать сигналы э. д. с. измерительных обмоток. При использовании модели статорной цепи
Ґ Es = -^Ws = - rJs + Us] V0 = 'F,-La,/, (5.1)
необходимо реализовать систему идентификации вектора главного потокосцепления или потокосцепления ротора.
Подсистема векторных преобразований включает в себя два блока векторного поворота и требует восемь умножителей и четыре сумматора.
Управляющая подсистема должна реализовать регуляторы тока Is-> главного потокосцепления I'Fol и угловой скорости со для системы с опорным вектором Ч'о - В системе с опорным вектором Т, необходимо иметь четыре регулятора, а также устройства компенсации э. д. с. перекрестных связей.
При использовании прямого цифрового управления тиристорным преобразователем необходима отдельная система управления тиристорами.
Целесообразно реализовать эти подсистемы на нескольких микропроцессорах (МП), так как современные комплекты МП не могут обеспечить необходимое быстродействие [24, 25].
Современные аналого-цифровые преобразователи выполняются в виде интегральных схем, и время преобразования лежит в пределах от 200 мкс до 20 не. Поэтому каждый канал обратных связей может иметь собственный аналого-цифровой преобразователь, управляемый одним микропроцессором, который осуществляет также фильтрацию и первичные вычисления переменных, в том числе и преобразование координат. Получение значений модуля главного потокосцепления и направляющих косинусов вектора главного потокосцепления или модуля потокосцепления ротора и его направляющих косинусов с фильтрацией высокочастотных помех является наиболее трудоемкой операцией. Эта функция может быть запрограммирована по алгоритму
П = гг-, + h (*р (Рї - Ря-і) Уї-, - п-іЧ-i)’
Ц = Ц-1 + Ь (kM - Рі-,) П-г + Yn-d’
Щп = К (Т0РХ - (5.2)
Реализация такого алгоритма требует 16 операций умножения и 7 операций сложения на цикл обработки. Время выполнения такого цикла для микропроцессоров типа К.580 или МП Ин - тел-8080А или 8085 составляет приблизительно 1 мс.
Компромиссные решения для вычисления направляющих косинусов вектора предлагаются с использованием таблиц тригонометрических функций, обращение к которым осуществляется при помощи значений Т0а и Тор [25]. Для этого алгоритма необходима память для хранения тригонометрических функций.
При управлении тиристорным преобразователем при помощи микропроцессора время опроса снижается до 1 мкс. Таким образов, построение чисто микропроцессорной системы требует применения нескольких МП с фиксированным набором команд.
Представляется возможным построение системы векторного управления на комплектах микропрограммируемых МП типа К1804, однако в этом случае стоимость системы резко возрастает.
Поэтому наиболее целесообразной системой переменного тока с векторным управлением является комбинированная аналого - цифровая система (в частности, системы, описанные в работах [24, 25]). Одной из существенных проблем, одинаково актуальной для аналоговых и цифровых систем, является дрейф интегрирования в разомкнутом контуре. Такие условия возникают при идентификации составляющих потокосцепления на основе измерения тока статора и напряжения с последующим вычислением производной потокосцепления или при использовании измерительных обмоток.