Гиперреальность
На примерах виртуального мира киберпространства и псевдомиров тематических парков, гостиниц и воссозданных памятников старины гиперреальность означает создание мест потребления и маркетинговых феноменов, которые будут «более реальны, чем сама реальность». Различия между реальностью и фантазией немедленно стираются, как в туре по «функционирующим» киностудиям в Universal City или Лос-Анджелесе. В некоторых случаях, действительно, гиперреальность превосходит ежедневную, мирскую реальность, с тех пор как вызывающая отвращение сторона посещения древних торговых точек — антитуристический терроризм в Египте, групповое нападение в Нью-Йорке, дизентерия в Дели — волшебным образом исчезает, когда такие пункты назначения создаются в Лас-Вегасе, Busch Gardens, Walt Disney World или в иных вариациях на тему тематических парков. Однако по иронии судьбы явное превосходство подделки предсказывается по неоправданному стереотипу реальности, а реальность подделки, например очереди в Disneyland, может быть намного хуже того, что обычный посетитель действительно бы испытал в Египте, Нью-Йорке, Дели или где бы то ни было еще. Несомненно, некоторые предприниматели-разработчики тематических парков в настоящий момент работают над тематическим парком тематического парка только без очередей, визжащих детей и общих неприятных моментов (или, с другой стороны, с псевдоочередями, ужасными анимационными детьми, супердорогими голографическими гамбургерами и общими фальшивыми неприятностями просто для того, чтобы позволить посетителям почувствовать «истинный» дух тематического парка).
Маркетинг в постмодернизме очень скор, яростен, безумен, быстротечен, гиперактивен. Он сродни прыжкам с одного телевизионного канала на другой или перелистыванию страниц журнала в поисках чего-то стоящего внимания, чтения или покупки. Поход по магазинам на бегу. Такая расчлененность отчасти вызвана деятельностью практиков с их размножением брендов, разветвляющимися каналами товародвижения, увеличивающейся плотностью рекламных пауз и очевидной готовностью принять практически любую форму платежа, от раковин каури* до пластиковых карт. Она также объясняется бессвязным постмодернистским образом жизни, поведением, настроением, капризами и причудами современных потребителей. Будучи продуктом сверхизобилия товаров, постмодернистский потребитель исполняет множество ролей: «жена и мать», «деловая женщина», «спортивный фанатик», «жертва моды», «энтузиаст самообслуживания», «культурный стервятник», «серьезный ученый», «открытый всем ветрам и интересам постмодернистский покупатель» и др. — каждая со свойственным ей ассортиментом торговых марок (Gergen, 1991). Данные индивидуальности или личности в дальнейшем не будут ни последовательными, ни стабильными, а будут переменчивыми, непостоянными и такими же недоступными. Каскад дополнительных, иногда несоизмеримых, стилей жизни достигается типичным образом. Возможностей, если они не бесконечны, несомненно, существует великое множество, почти изобилие.