Применение компьютеров в качественных исследованиях
Использование компьютеров в качественных исследованиях стало гораздо более популярным среди ученых, занимающихся маркетингом, чем среди ученых, работающих в организациях, специализирующихся на коммерческих исследованиях. Этот факт отражает ранее упомянутое предпочтение теоретиков использования дедуктивных методологий при интерпретации качественных исследований в научных маркетинговых исследованиях. Очевидно, что компьютеры высокоэффективны при систематической обработке больших объемов данных. Любой подход к исследованию, который систематичен и который подразумевает последовательное выполнение известного ряда итераций, даст некий полезный результат. Читатель должен также понимать, что те интерпретации, которые можно получить в результате компьютерной обработки качественных данных, будут очевидны по своей сути и не обязательно будут отражать природу исходных данных как таковых. И если исследователь осознает это, ему можно с уверенностью порекомендовать применение компьютеров в ходе анализа.
Наиболее полезные публикации, которые дают как интеллектуальный, так и практический взгляд на широкий спектр компьютеризированных программных инструментов анализа, приводит Р. Тэш (Tesch, 1990). Интересное сравнение специфических примеров качественных данных, которые были проанализированы с использованием ряда различных компьютерных программ, можно найти у Н. Фид - линга и Р. Ли (Fiedling and Lee, 1991).