Развитие внутреннего маркетинга
Пытаясь понять, каким образом внутренний маркетинг развивался с конца 1970-х гг., необходимо признать, что его развитие в значительной степени зависело от состояния окружающей среды. В 1970-х и начале 1980-х гг., когда появилось понятие внутреннего маркетинга, контекст исследований значительно отличался от современного, делающего акцент на отношениях. Внешний маркетинг был в большей или меньшей степени основан на маркетинге-микс и его модели «4Р» (товар, цена, сбыт и продвижение), что также оказало определенное влияние на внутренний маркетинг. Происхождение внутреннего маркетинга можно, таким образом, вывести из трансакционного подхода к маркетингу, прослеживающегося также в развитии теоретической основы внутреннего маркетинга.
2. Подход, основанный на отношениях
Сложно анализировать развитие внутреннего маркетинга, поскольку это понятие многоаспектно. Когда понятие внутреннего маркетинга только появилось, многие ученые (Gronroos, 1983; Carlzon and Hubendick, 1983; Stubert, 1983) рассматривали внутренний маркетинг лишь в качестве средства мотивации работников к тому, чтобы они более сознательно относились к потребителю и ориентировались на обслуживание. Однако впоследствии появились и другие точки зрения на внутренний маркетинг, развившиеся из идеи о том, что работники сами по себе представляют первичный, внутренний рынок. Вместо того чтобы акцентировать внимание на мотивации сотрудников, оно было сосредоточено на рассмотрении организации в качестве внутреннего рынка с внутренними поставщиками и покупателями (си. Albrecht, 1988; Reynoso and Moores, 1995; Christopher etal., 1991;Pfau etal., 1991).
Если более детально рассмотреть эти две точки зрения на внутренний маркетинг, можно увидеть, что подход к организации как к внутреннему рынку со своими внутренними поставщиками и покупателями вызывает гораздо больший интерес и внимание. Возможно, эта точка зрения берет свое начало из традиционной теории маркетинга, и до сих пор еще продолжаются споры по поводу того, можно ли воспринимать организацию как внутренний рынок или нет. Э. Гаммессон (Gummesson, 1995) утверждал, что существует несколько явлений, которые можно назвать внутренним маркетингом, хотя традиционно под этим понимается маркетинг для работников организации. В своей книге «From 4Р to 30R» («От 4Р до 30R») он представляет семь так называемых «нано-отношений», каждое из которых может восприниматься в некотором роде как одна из частей или как один из аспектов внутреннего маркетинга.
Хотя внутренний маркетинг и был порожден трансакционным восприятием окружающей среды, с течением времени данное понятие в большей степени развивалось в сторону подходов, базирующихся на отношениях. Но независимо от того, как воспринимать внутренний маркетинг — в качестве мотиватора сотрудников к ориентации на обслуживание или в качестве управления внутренним рынком и внутренними потребителями и поставщиками, ученые представляют все больше и больше относительных подходов. Э. Гаммессон в 1995 г. назвал традиционное понятие внутреннего маркетинга «отношением к работникам». Он также подчеркивает важность взаимоотношений во внутреннем маркетинге, но это не говорит о том, что средства, которые менеджеры используют для мотивации сотрудников и для осуществления этого маркетинга для сотрудников, должны быть изменены с целью акцентирования внимания на аспекте отношений.
Когда внутренний маркетинг рассматривается в терминах взаимоотношений, можно утверждать, что его можно воспринимать в качестве собирательного понятия для многих внутренних видов деятельности, на многих различных уровнях. Если встать на эту точку зрения, то определение внутреннего маркетинга можно представить в следующем виде:
Внутренний маркетинг с точки зрения отношений — это процесс определения, установления, поддержки, расширения и при необходимости завершения отношений с сотрудниками и другими внутренними потребителями на всех уровнях организации с целью удовлетворения требований всех задействованных сторон, что достигается посредством обмена взаимными обязательствами и их исполнения.
Это определение представляет собой модификацию определения маркетинга отношений, данного К. Гренроосом в 1995 г. Данный вариант подчеркивает два важных аспекта. Внутренний маркетинг нужно рассматривать не только как совокупность отношений между менеджерами и сотрудниками организации, но также и как управление всеми взаимоотношениями, существующими на внутреннем рынке на всех уровнях организации.