Подходы к «зеленому» маркетингу и необходимые условия его успешности
Давайте начнем с рассмотрения того, как «зеленый» маркетинг может быть с некоторыми шансами на успех применен фирмой. Полезность такого мероприятия будет зависеть от обстоятельств, в соответствии с которыми должна действовать организация. Как показано на рис. 2, можно выделить четыре типичные ситуации принятия решений, в которых необходимо доказать полезность реализации «зеленого» маркетинга (Kaas, 1992; Meffert, 1993).
Для начала обозначим различие на основе того, дает ли заинтересованность компании в состоянии окружающей среды какие-либо плюсы покупателю лично или же от решения покупать «дружественные» к окружающей среде товары выигрывает общество в целом (общественная выгода) (Porter and Van der Linde, 1995). Более того, мы можем выделить и более тонкие различия, рассмотрев, можем ли мы «продавать» такие преимущества по цене более низкой, такой же или более высокой; будут ли затраты более высокими, чем таковые при производстве традиционных товаров. Кроме той цены, которую необходимо будет заплатить, следует также учитывать и возможные издержки, связанные с покупкой экологических продуктов (например, необходимость тратить большее количество времени или большие трудозатраты, связанные со сбором информации).
Экологические преимущества продукта как... Затраты |
Индивидуальные преимущества |
Общественные преимущества |
Цена и/или возможные издержки ниже или наравне с таковыми у товаров-заменителей |
Классическая--- —4- исходная позиция для экологического маркетинга ( ) «Защищающие» чонкурентньье преимущества . I |
общественно - орионтйрованный имидж О Конкурентные и экологические преимущества |
Цена и/или возможные издержки выше таковых у товаров- заменителей |
- ▼ + рационализация + дифференциация Устранение конкурентных барьеров |
• Маркетинг «для экологии» • Инструменты политики защиты окружающей среды (например, налоги и бюджетные платежи) |
Рис. 2. Исходная позиция для экологического маркетинга и предпосылки его успеха |
При условии, что покупатель лично получает определенную выгоду от покупки товаров, не наносящих вреда окружающей среде, и что такие товары обеспечивают ему большую, чем традиционные товары-заменители, ценность (поле I), экологические преимущества автоматически превращаются в конкурентные преимущества. Примером здесь может быть ситуация, когда энергосберегающие устройства предлагаются для продажи по разумным ценам. Кроме поиска таких возможностей основной задачей «зеленого» маркетинга должна быть гарантия создания конкурентного преимущества. Если же результатом заботы об окружающей среде будет не индивидуальная, а общественная выгода, но при этом «дружественные» окружающей среде продукты будут дешевле, чем их заменители (поле II), то предприниматель, применяющий принципы «зеленого» маркетинга, не должен столкнуться с трудностями, чтобы склонить покупателя к покупке экологических товаров. Все, что нужно делать предпринимателю, — это подчеркнуть экономические преимущества таких товаров или использовать значимость престижа таких товаров. Хорошим примером здесь могут послужить аэрозоли без CFC или товары, сделанные из вторсырья (по разумной цене), которые при этом не хуже, чем их традиционные альтернативы.
На самом же деле товары, не оказывающие вредного воздействия на окружающую среду, зачастую значительно более дороги, и покупка таких товаров приводит к росту возможных издержек у покупателя (поле III). Более дорогая бумага, сделанная из вторсырья, и органическая пища — примеры, знакомые всем. Если покупатель ассоциирует частные индивидуальные выгоды с продуктами, не наносящими вред окружающей среде, то конкурентные барьеры, связанные с ценой товара (при условии, что их нельзя устранить, используя какие-либо средства рационализации), могут компенсироваться с помощью других инструментов «зеленого» маркетинга. «Зеленый» маркетинг может создать основу для успешного проникновения на рынок, обращая особое внимание на выгоды, связанные с охраной окружающей среды, в рекламных кампаниях и выделяя в обществе различные целевые группы в зависимости от их желания и способности платить за это.
Границы «зеленого» маркетинга видны на поле IV. Если не наносящие вред окружающей среде товары не связаны ни с дополнительными индивидуальными выгодами, ни с экономическими стимулами, мы сталкиваемся с классическим феноменом провала на рынке. Более качественным с точки зрения защиты окружающей среды альтернативам предпочитаются традиционные продукты. В таких ситуациях поведение, ориентированное на защиту окружающей среды, может быть продиктовано государственным вмешательством, законами об охране окружающей среды или налоговыми стимулами, как в случае с каталитическими сжигателями выхлопных газов. Другой возможный выход — использовать концепции маркетинга «для экологии», нацеленные на изменение отношения покупателей, поощрять поведение, ориентированное на защиту окружающей среды, опираясь на знания и понимание. Однако часто такие цели не моїут быть достигнуты с помощью «зеленого» маркетинга, проводимого в рамках единственного предприятия. Это особенно справедливо относительно размещения отходов, типичным примером здесь служит покупка или использование продуктов с дорогими и громоздкими многоразовыми упаковками.