Перспективы
Существует ряд противоречивых тенденций, которые, вероятно, повлияют на перспективы будущего развития франчайзинговой индустрии. Некоторые из этих тенденций являются внешними по отношению к франчайзингу, другие действуют изнутри, будучи присущими функционированию и организации франчайзинговой системы как таковой.
Несомненно, двумя самыми главными факторами, определяющими развитие франчайзинга, станут оживление в экономике (или отсутствие такового), а также продолжение роста сферы обслуживания, на которой в основном и сосредоточен франчайзинг.
Увеличение сферы обслуживания является долгосрочной тенденцией. В 1996 г. доля услуг была оценена в 63% от общего объема экономики. Франчайзинг в Великобритании может проникнуть, как это уже произошло в США, в такие профессиональные и финансовые сферы, как оптика, бухгалтерия, страхование, фармацевтика и недвижимость. В значительной степени планы расширения растущего числа разветвленных франчайзинговых сетей в этих секторах будут зависеть от возможности найти высококвалифицированных сотрудников для руководства торговыми точками. С другой стороны, возрастание конкуренции во многих из этих секторов, возможно, заставит многих высококвалифицированных профессионалов, которые ранее организовали бы свой бизнес, задуматься теперь о покупке франшизы как об альтернативной возможности, которая позволит им воспользоваться преимуществами работы под прикрытием большой организации, будучи при этом руководителями собственного бизнеса.
Другой благоприятный внешний фактор — готовность все большего числа прибыльных организаций развивать свой бизнес путем продажи франшиз, что является средством, способствующим осуществлению их стратегий диверсификации и проникновения на рынок. Некоторые из них нуждаются в квалифицированных и опытных сотрудниках, а другие хотят максимизировать потенциальную прибыль от своего рынка сбыта.
И наконец, продвижение франчайзеров на иностранные рынки, скорее всего, ускорится, поскольку все большее число франчайзинговых систем достигают пика своего развития на внутренних рынках. В частности, франчайзинговые организации США все больше стремятся на другие рынки, среди которых Великобритания по-прежнему выглядит наиболее привлекательно из-за широко распространенного мнения, что мы разговариваем на одном (!) языке. Из Великобритании американские франчайзеры стремятся продвинуться дальше в Европу, так что британские франчайзеры, которые собираются развивать свой бизнес за границей, в частности в Ирландии, Франции, Германии и Испании, также столкнутся с угрозой иностранной конкуренции.
Международный франчайзинг, вероятно, выиграет от увеличившегося числа розничных торговцев, которые не занимаются франчайзингом на своих внутренних рынках, но которые используют этот маркетинговый прием как средство выхода на иностранный рынок, где количество населения или объем капиталовложений недостаточны для обеспечения крупной программы экспансии. Некоторые розничные организации также используют формат франчайзинга как средство пробного маркетинга в других странах, предшествующее развертыванию полномасштабной программы, что позволяет снизить финансовый риск продвижения за границу (см. ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ).