Современные тенденции в сфере франчайзинга
За последние десять лет в сфере франчайзинга в Великобритании произошли значительные изменения. Во-первых, долгий период развития многих франчайзинговых систем привел к увеличению числа франчайзи, «достигших уровня комфорта» (т. е. осуществивших свои мечты об «образе жизни»), а также к росту количества франчайзи, владеющих несколькими торговыми точками. Во-вторых, экономический спад начала 1990-х гг. способствовал распространению ассоциаций франчайзи. В то же время он выявил более давнюю и глубоко укоренившуюся проблему, а именно трудности, испытываемые многими франчайзерами при отборе франчайзи достаточно высокого уровня и обладающих при этом средствами, необходимыми для вложения в бизнес.
Достигшие «уровня комфорта» франчайзи
За последние десять лет все большее количество франчайзи достигло своего так называемого «уровня комфорта» (т. е. осуществило свои мечты об образе жизни). Достижение этой цели часто приводит к снижению интереса, исчезновению честолюбивых стремлений и духа предпринимательства, что неблагоприятно сказывается на всех франчайзи в системе. Франчайзинговые организации, которые, скорее всего, столкнутся с этой проблемой (хотя она коснется не только их), это организации, проработавшие на рынке десять лет или более. Франчайзеры поняли, что для того, чтобы такие франчайзи могли возродить свой былой энтузиазм, им необходимо дать новый стимул и мотивацию, что можно сделать, используя различные приемы политики кнута и пряника. Например, можно применять следующие меры: усиливать конкуренцию с соседними франчайзи, урезать некоторые права франчайзи и создавать условия ранней отставки.
В связи с тем, что синдром «уровня комфорта», скорее всего, еще больше распространится в будущем, возможно, что самой сложной задачей в управлении франчайзинговой организацией станет поддержка энтузиазма франчайзи. С другой стороны, данные исследований (Fulop, 1996) показывают, что немногие франчайзеры пытаются преодолеть эту проблему путем организации большего количества собственных подразделений. Они все равно считают, что франчайзинг более выгоден для их бизнеса.