Управление взаимоотношениями с клиентами
Управление взаимоотношениями описывается как процесс, состоящий из пяти этапов, а именно: стадия, предшествующая установлению отношений, возникновение отношений, развитие, поддержание и завершение деловых отношений (Ford, 1990; Ford et al., 1998; см. также Dwyer etal., 1987; Halinen, 1997). Основа управления отношениями лежит в понимании их динамики.
1. На стадии, предшествующей отношениям, партнеры оценивают деловой потенциал друг друга с помощью имеющейся у них внутренней и внешней информации. Маркетинговая деятельность продавца или проблемы, возникающие у покупателя с существующими поставщиками, часто способствуют возникновению у покупателя интереса к новому поставщику. Если между партнерами существует большая разница в культурных или технологических вопросах, то отношения могут прерваться, несмотря даже на наличие общих взглядов в других областях.
2. На ранней стадии поставщик или продавец начинает переговоры, которые могут вылиться в небольшие пробные заказы или даже в крупные инвестиционные проекты, закупки основного оборудования и продажи систем. У сторон начинает создаваться мнение о методах ведения бизнеса во взаимодействующей организации, о ее продуктах, услугах и представителях. Если покупатель предчувствует проблемы или видит, что культурные различия слишком велики, процесс может быть прерван. Развитие отношений также в значительной степени зависит от наличия других клиентов/поставщиков и от их относительной привлекательности.
3. Доверие и взаимные обязательства возрастают на стадии развития отношений, так как взаимодействие становится более тесным из-за возросшего объема деловых операций или распространения сотрудничества на другие проекты. Как правило, обеим сторонам приходится модифицировать свои продукты, процессы и организацию, чтобы максимально использовать потенциал взаимоотношений. Поскольку такие модификации требуют значительных затрат, партнеры воздерживаются от их проведения до тех пор, пока не убедятся в потенциальной возможности получения долгосрочных прибылей.
4. Взаимные обязательства партнеров характеризуют стадию долгосрочных отношений. В сложных взаимоотношениях (например, соглашениях о своевременной поставке) взаимные обязательства могут привести к значительным перестройкам технологических процессов, которые приводят к большим затратам. И наоборот, стороны, которые доверяют друг другу, обычно воспринимают выгоды взаимоотношений как должное. Управление отношениями, ставшими привычными, происходит по установленным правилам и требует меньших затрат, чем на этапе развития. Возможное отсутствие заинтересованности в управлении взаимоотношениями может привести к тому, что продавец не обратит внимания на новые требования покупателя, что создаст неудовлетворенность и сделает отношения уязвимыми для конкурентного вмешательства
5. Заключительная стадия представляет собой редкий, но стабильный тип установившихся отношений. Такие отношения могут процветать только в отраслях или на рынках, где конкуренция слабо развита и обе стороны внимательны друг к другу. Однако такое положение становится уязвимым, когда на рынке появляется новый конкурент.
Эти пять стадий охватывают полностью жизненный цикл взаимоотношений с клиентом и отражают сложный и серьезный процесс взаимодействия. Очевидно, что большинство деловых отношений не являются такими сложными и могут завершиться на любой стадии.
Управление взаимоотношениями с клиентом предполагает владение определенными навыками помимо умения создать ординарную конкурентную маркетинговую программу (комбинацию товара, цены, распределения и маркетинговых коммуникаций), но ни в коем случае его не отменяет. Управление взаимоотношениями построено на пристальном внимании к новым потенциальным покупателям, на изучении их потребностей, предпочитаемых ими методов управления, истории предыдущих и текущих поставщиков, а также на внимании к тем ключевым личностям или представителям закупочного центра, которые отвечают за заказы, которые вы хотите получить. Такие знания приведут к разработке такой маркетинговой стратегии, которая позволит вести дела так, как предпочитает потенциальный покупатель. Маркетинговая команда или начальник отдела рекламы устанавливают контакт с закупочным центром и определяют его нужды. Партнеры должны изучить деловую культуру друг друга.
Управление развитием отношений предполагает владение навыками общения и ведения переговоров, а также наличие сильного желания понять клиента. Умение решать проблемы помогает предотвратить конфликты. Четко определенные задачи, методики разрешения конфликтов, типы поощрения и контроля, соответствующие поставленным целям, и в особенности взаимно согласованные способы регулирования действий в случае неудач и финансовых потерь — все это мощные средства, способствующие эффективному управлению отношениями.
Продавец должен уметь оценить и потенциальные доходы, и уровень заинтересованности, необходимый для удержания покупателя, а также требуемые для получения намеченного потенциального дохода инвестиции. Ожидаемые чистые прибыли необходимо сравнить с другими альтернативами. На практике это трудно, так как будущие доходы зависят от того, как обе стороны строят отношения. Однако эта основная экономическая цель взаимоотношений должна быть значимым направляющим фактором при управлении отношениями.