Мотивация участников канала распределения
Термин мотивация в контексте управления каналами распределения применяется для обозначения действий производителя, предпринимаемых для обеспечения' кооперации между производителем и посредником, позволяющих реализовать стратегию канала и решить поставленные задачи (Rosenbloom, 1990). Поскольку усилия производителя по мотивации участников каналов предпринимаются в условиях межорганизационного маркетингового канала, то этот процесс оказывается часто более сложным и, естественно, более опосредованным, чем в условиях организационной структуры одной фирмы.
Рис. 3. Процесс мотивации в каналах распределения |
Мотивация в рамках канала распределения может рассматриваться как последовательность следующих шагов:
1. Получение информации о потребностях и проблемах участников канала.
2. Предоставление поддержки участникам канала для удовлетворения их потребностей и решения проблем.
3. Обеспечение постоянного лидерства для управления каналом.
Несмотря на то что стадии процесса мотивации последовательны, процесс является замкнутым благодаря наличию постоянной обратной связи на стадиях 2 и
3. Это наглядно изображено на рис. 3.
Получение информации о потребностях и проблемах участников канала распределения
Как уже говорилось выше, участники канала распределения являются независимыми предпринимателями и имеют свои собственные задачи, стратегии и особенности работы. Кроме того, являясь независимыми предпринимателями, они имеют и собственные потребности и проблемы, которые могут отличаться от тех потребностей и проблем, с которыми сталкивается производитель (Wittreih, 1962). Следовательно, если производитель хочет добиться кооперации со стороны участников канала, то для того, чтобы помочь в удовлетворении потребностей и решении их проблем, он должен выяснить их природу. Это не простая, очевидная задача, поскольку у посредников может быть огромное количество потребностей и проблем. Небольшие розничные продавцы могут быть перегружены запасами, не иметь современных информационных систем, нуждаться в навыках управления и новых идеях, чтобы конкурировать с крупными торговыми фирмами. С другой стороны, крупные производители могут сталкиваться с проблемой снижения издержек для получения прибыли в условиях низкой маржи, а также получения возможности складирования большего количества продукции по мере того, как оптовики уходят с рынка и появляются новые товары. В то же время оптовики могут нуждаться в разрешении противоречий между компаниями, занимающимися розничной торговлей и потребителями, которые хотели бы покупать товар напрямую от производителя. Этот список можно долго продолжать для различных участников канала в конкретных отраслях и обстоятельствах.
Как производитель определяет конкретные потребности и проблемы участников канала? В основном путем активного, а не реактивного поведения, которое означало бы, что он просто сидит и ждет пока информация об участниках канала сама собой «упадет с неба». Эффективные активные методы включают:
♦ изучение участников канала с помощью внутренних источников информации;
♦ изучение внешних источников информации;
♦ создание совместных комитетов с посредниками.
Исследование нужд и потребностей посредников с использованием собственных источников информации заключается в том, что производитель использует те же самые исследовательские возможности, которые использовались при изучении конечных потребителей.
Внешние источники информации могут использоваться теми компаниями, которые не обладают внутренним исследовательским потенциалом, или теми, кто хотел бы избежать предвзятости, которая может присутствовать при проведении собственных исследований.
Совместные с участниками канала распределения комитеты состоят из представителей оптовиков и/или розничных продавцов и менеджеров производителя, которые регулярно встречаются (например два раза в год) в какой-либо нейтральной обстановке. Такое близкое взаимодействие между производителем и участниками канала сбыта может способствовать доверительному обмену мнениями, в процессе которого выявляются потребности и проблемы участников канала, которые не проявляются в ходе обычных деловых отношений.