Успехи в области исследований по сегментированию
Множество статей, опубликованных в «Marketing Science» и в «Journal of Marketing Research», отражают достижения в области исследований по сегментированию и моделированию, которые концентрируются вокруг приведенных ниже шести «инструментов».
Классификация методов сегментирования рынка особенно важна для кластерного подхода сегментирования и для моделей, опирающихся на гибридный подход. Кластерное сегментирование включает определение количества, размера и характеристик сегментов путем разделения всей совокупности респондентов на группы по «уместным» переменным. Сегментирование по искомым выгодам, потребностям и отношению используется в этом типе подхода.
Гибридное сегментирование включает те случаи, когда сегментирование по приоритетной переменной (характер покупки или использования товара, лояльность или тип потребителя) усиливается кластерной группировкой по таким переменным, как искомые выгоды. Гибридное сегментирование особенно часто встречается в сегментировании промышленных рынков.
Часто на практике используются и подходы макро - и микросегментирования ( Wind and Cardozo, 1974), и сегментирование методом последовательных группировок (Peterson, 1974). Примером сегментирования методом последовательных группировок может служить определение сегментов по демографическим переменным и выделение внутри каждого сегмента групп, которые отличаются своим отношением (или искомой выгодой).
Дискриминантные методы, применяемые для установки профиля сегментов, обычно используют множественный дискриминантный или регрессионный анализ. Такие статистические методы часто усиливаются графическими пакетами, которые показывают профиль сегментов.
Эта сфера исследования, которой уделяется огромное внимание со стороны исследователей, включает многомерное шкалирование и многомерный статистический анализ. Примером сопряженного анализа могут служить действия по одновременной оценке размеров сегмента, его предпочтений и позиционирования товара. Подобные исследования обычно представляют результаты в виде карт, моделей логит-анализа, которые применяются одновременно для сегментирования и структурирования рынка. Это отражено в работах Р. Буклина и С. Гупта (Bucklin and Gupta, 1992), а также Р. Грувера и В. Шринивасана (Grover and Srinivasan, 1987).
Одна из наиболее интересных разработок в этой области — это покомпонентное сегментирование. Эта модель, предложенная П. Е. Грином и В. С. Де Сарбо (Green and DeSarbo, 1979), смещает акценты в сегментировании рынка на личностные характеристики (описанные набором демографических и психографических характеристик), которым будут лучше соответствовать особенности товара. В покомпонентном сегментировании исследователь заинтересован в сопоставлении параметров ценности товара и различных характеристик респондента (демографические, использование товара и т. д.).
В типичном подходе сопряженного анализа разрабатывается матрица полезности. Матрица может использоваться как исходная база для описания профиля некоторых предполагаемых (априори) сегментов (например, пользователи и непользова - тели товара) или альтернативно для программы кластеризации, которая в итоге идентифицирует количество сегментов по искомым выгодам. В покомпонентном сегментировании одни и те же принципы помогают выбрать (товарные) стимулы и сгруппировать респондентов. Например, при изучении новой услуги страхования был выделен набор из четырех характеристик респондентов: возраст, пол, семейное положение и вид страховки, которой человек пользуется в данный момент. Далее подбираются те респонденты, которые обладают характеристиками заданного профиля. Каждый респондент опрашивается в соответствии с поставленными задачами сопряженого анализа на предмет оценки им набора характеристик гипотетического товара (услуг по страхованию).
Завершив стадию сбора информации, исследователь должен сгруппировать в матрицу усредненные оценки маркетинговых стимулов отдельными группами респондентов. Эта матрица позволяет составить любое количество покомпонентных моделей сегментирования, которые выделяют индивидуальные значения каждого параметра ценности для каждого уровня характеристик товара (атрибутов) и для каждого профиля характеристик покупателей, показывая, насколько каждый параметр влияет на изменение оценки.
Определив эти два набора параметров, исследователь может сделать предложения относительно развития любых возможных свойств товара для любых типов потребителей.
Покомпонентное сегментирование предлагает концептуально новый подход к рыночному сегментированию, фокусируясь не только на формировании блоков сегментов, но и на сопряженном анализе рыночного сегмента для каждого существующего предложения товара, и на оценке наиболее желаемого предложения (или позиционирования) для данного сегмента. Концепция и алгоритм покомпонентного сегментирования могут быть расширены так, чтобы использовать не только два набора характеристик (атрибуты товара и характеристики респондента), а три или более, например добавляя характеристики использования товара и его распределения.
Управление базами данных
Управление базами данных включает создание, изменение и предоставление доступа к базам данных и объединение их с системой поддержки принятия решения. Интерес к этой области проявляется исключительно со стороны менеджеров, и поэтому эта область до сих пор недостаточно разработана.
Моделирование и оптимизация
Моделирование и оптимизация незаменимы при выборе целевого портфеля сегментов. Эти модели обычно основываются на результатах сопряженного анализа. Наиболее действенный подход в этой сфере — это гибкое (эластичное) сегментирование. По сравнению с априорным сегментированием, когда сегменты определяются по предполагаемым переменным в начале исследования, и с кластерным сегментированием, когда выбранные сегменты формируются по результатам кластерного анализа, модели гибкого сегментирования предлагают динамический подход к проблеме. Используя этот подход, можно разработать и проверить большое количество различных сегментов, каждый из которых включает потребителей или организации со схожим восприятием новых «пробных» продуктов (определенных по конфигурации специфических характеристик товара). Гибкое сегментирование объединяет результаты сопряженного анализа и компьютерное моделирование поведения потребителей при выборе товара.
Имитационная модель гибкого сегментирования включает три набора данных.
1. Полезность различных факторов и уровней для каждого респондента.
2. Воспринимаемые различия или ранжирование существующих марок с точки зрения некоторого набора атрибутов.
3. Набор демографических и других исходных характеристик.
Активное участие менеджеров также необходимо для разработки набора «характеристик нового товара» (каждый определен как уникальная комбинация характеристик товара — специфический уровень воплощения каждого фактора получен по результатам сопряженного анализа). Участие менеджеров может осуществляться в реальном времени при непосредственном взаимодействии с компьютерными моделями. Менеджеры также могут заранее определять число приемлемых концепций нового товара или отбирать «лучшие» комбинации характеристик товара.
• Модель потребительского выбора основывается на предположении, что потребители максимизируют полезность выбираемого предложения (нового товара или торговой марки). Модель разрабатывается для выяснения: доли потребителей, выбирающих существующие торговые марки, которые рассматриваются в отношении реальной доли рынка, возможности переключения потребителей на некоторый новый товар. Эта фаза предоставляет серию матриц переключения на другие торговые марки. Внутри каждой матрицы менеджер может выбрать любую ячейку или их комбинацию в качестве возможного рыночного сегмента (например, потребители, остающиеся с маркой I, против тех, кто перешел на новую торговую марку J, и т. д.). Когда желаемые сегменты (ячейка или комбинация ячеек) отобраны, то могут быть определены демографические характеристики, стиль жизни, характер покупки товара и его использования и другие соответствующие характеристики сегмента с помощью множественного дискриминантного анализа, включенного в моделирование.
Одним из наиболее важных достижений в области сегментирования за последние десять лет являются разработки процедур моделирования и оптимизации и связанного с ними доступного для пользователя программного обеспечения. Разработки П. Грина и А. Кригера (Green and Krieger, 1991, 1994) существенно упрощают задачу выбора оптимального (или близкого к оптимальному) набора сегментов.
Связь разработок по сегментированию с субъективными суждениями менеджеров
Так как решения, связанные с портфелем сегментов, очень сложны, то полезно использовать методологию, которая позволяет связывать субъективные оценки менеджеров с результатами исследований по сегментированию. Процесс иерархического анализа (АНР) идеально подходит для этой задачи.
В дополнение к успехам методологии в этих шести областях существуют несколько еще более интересных разработок в области сегментационного исследования и моделирования. Это методы, направленные на преодоление трех часто встречающихся недостатков сегментационного исследования, — слишком узкая направленность, статичность и детерминированность и недостаточная интеграция со стратегией. Успехи в решении этих проблем коротко изложены ниже.
Слишком узкая направленность
Критика рассматривает пять областей, которые могут быть учтены в исследованиях и моделировании.
1. Традиционная сосредоточенность на принципе «один сегмент из одного типа покупателей»: задание взаимоисключающих и исчерпывающих совокупность сегментов слишком узко. Эту проблему можно решить, используя частично перекрывающуюся кластеризацию — относительно новую процедуру группировок, которая позволяет потребителю относиться более чем к одному сегменту. Для рассмотрения этого метода обращайтесь к работам Ф. Арабле в соавторстве (Arable etal., 1981) и А. Чатурведи и др. (Chaturvedi etal., 1994).
2. Одна сегментационная схема применяется для всех маркетинговых решений: эта проблема может быть решена путем использования гибкого сегментирования или объединения нескольких схем.
3. Пренебрежение подсегментами: многие сегменты становятся разнородными, так как исключается возможность наличия подсегментов. Очень важно выяснить их наличие и улучшить базовую сегментацию дополнительными подсегментами. Эта концепция лежит в основе гибридных моделей сегментирования и становится все популярнее. В этом контексте полезно развивать иерархию сегментов. Побочный продукт такого исследования — разработка критериев оценки сегментированности каждого рынка (и уровня однородности выбранных сегментов).
4. Человек как единица анализа: большинство сегментационных исследований используют данные о людях. Однако мало решений о покупке принимаются отдельными индивидами. Многие решения принимаются закупочным центром домохозяйств или промышленных потребителей. Важный успех в сег - ментационном исследовании — это перемещение внимания с индивидов на закупочные центры. В определении неоднородности закупочного центра использование основных инициаторов распространения информации как представителей закупочного центра часто не является приоритетным. Более правильный подход — определить всех членов закупочного центра и собрать о них информацию. Это позволяет оценить уровень согласия среди членов закупочного центра. Уровень согласия, так же как и структура закупочного центра, может быть использован как переменная для сегментирования или описания профиля сегментов. Д. Чоффрей и Г. Л. Лилиен ( Choffray and Lilien, 1978) обращают внимание на различия в критериях принятия решения среди членов закупочного центра. Е. Вильсон и другие ( Wilson et al., 1991) описывают и проверяют наилучшие пути комбинирования предпочтений индивидуумов и членов закупочного центра, определяя, как предпочитает действовать закупочный центр.
5. «Сегментирование месяца»: область сегментирования не избежала прихотей и имела свою долю «модных сегментов» и их сторонников. Чтобы не допустить подобных ошибок, следует обратиться к теории сегментирования, которая помогает сконцентрироваться на вариации рыночной реакции при выборе как основы сегментирования, так и дескрипторов профиля сегмента.
Статичность и детерминированность
Многие сегментационные исследования пренебрегают изменениями рынка и динамикой сегментов; игнорирование таких изменений обычно имеет несколько последствий. В работе Б. Джонсона и Г. Лилиена (Johnson and Lilien, 1994) рассматриваются вопросы концептуализации и моделирования динамики сегментов. Для решения этой проблемы можно сделать следующее:
♦ идентифицировать переменные сегментирования, которые учитывают происходящие изменения;
♦ отслеживать изменения в структуре сегмента некоторое время;
♦ фокусироваться на стратегиях сегментирования, которые учитывают изменения в сегментах (от непотребителей до потребителей, от мелких клиентов до крупных);
♦ оценить действия и реакции конкурентов, так как привлекательность сегмента зависит не только от его характеристик и собственной стратегии фирмы, но и от действий конкурентов.
Второй проблемой большинства сегментационных исследований является отсутствие случайных компонентов. Для решения этой проблемы существует целый ряд примеров представления этих случайных компонентов для оценки размера сегмента и его характеристик, кроме того, внимание должно уделяться проблеме нечеткой кластеризации (WedelandSteenkamp, 1991).
Недостаточная интеграция со стратегией
Для ликвидации несоответствия сегментационных исследований стратегии может быть предпринят ряд действий.
1. Использовать результаты анализа всех исследований в отношении концепции, товара, распределения и других маркетинговых исследований для анализа сегментов.
2. Избегать редких и дорогостоящих сегментационных исследований и взамен включать во все исследования раздел для анализа сегментов.
3. Связывать сегментирование с позиционированием и стратегиями марке - тинга-микс, понимая взаимозависимость между последними двумя. Рассматривая позиционирование, определять наилучший сегмент (сегменты). Определив сегмент, выбирать наилучшее позиционирование. Сосредоточившись на сегменте/позиционировании, важно развивать маркетинговую стратегию в соответствии с потребностями выбранного сегмента для отражения целевого позиционирования.
4. Привлекать к процедуре сегментирования торговые подразделения, способствуя освоению рынка каждого сотрудника. Кроме того, сегментирование может помочь в разделении торговых подразделений.
5. Использовать сегментационные стратегии на уровне бизнес-единиц и корпорации, фокусируясь на портфеле сегментов и используя его как ядро корпоративной стратегии.