Методы и ловушки
Процедуры исследования окружающей среды развиваются по мере того, как меняется опыт фирмы в данных процессах. Для фирмы нереально, впервые используя процесс отслеживания окружающей среды, с самого начала найти верную систему: некоторые технические и административные ограничения будут этому препятствовать. Постоянная поддержка высшего руководства поможет выстроить жизнеспособную систему на самых ранних этапах, когда, скорее всего, будет формироваться структура, смоделированная по идеальным процедурам отслеживания, показанным в табл. 6. Утвердившаяся культура стратегического планирования также помогает ускорить процесс, обеспечив соответствующий климат в Организации.
Таблица 6
Типичная модель идеальной процедуры отслеживания
Отслеживать широкие тенденции, проблемы и события, происходящие в микросреде фирмы. Это достигается посредством формирования перечня релевантных публикаций и распределения между волонтерами, которые отбирают важные статьи для последующих исследований. Отдельные сферы макроокружения должны также рассматриваться время от времени. Могут быть задействованы внешние консультанты.
Распознать тенденции, которые могут быть значимыми для фирмы. Команда, состоящая из высших руководителей, должна определять и применять критерии, посредством которых устанавливается релевантность. Таким образом должны быть выявлены и слабые сигналы.
Оценить влияние значительных тенденций на действия фирмы на ее существующих рынках. Те, что оказывают значительное влияние, будут либо угрозами, либо возможностями. Менеджеры по товарам должны участвовать в данной оценке. Предсказать возможные будущие направления значительных тенденций и изучить новые возможности и угрозы, которые они склонны породить.
Оценить влияние данных угроз и возможностей на долгосрочные стратегии фирмы.
Участие высшего руководства в подготовке системы отслеживания окружающей среды должно ориентироваться на определение следующих параметров системы:
1. Границы микро - и макроокружения.
2. Приемлемые временные горизонты будущих исследований.
3. Распределение обязанностей по отслеживанию окружающей среды.
4. Степень формализации, ограничивающая отслеживание.
5. Использование анализа окружающей среды в разработке стратегии.
Определение границ среды фирмы с точки зрения конкретных решений является очень сложной, постоянной задачей для всех фирм, за исключением мелких компаний, обслуживающих местный рынок. Тем не менее специалист, занимающийся отслеживанием окружающей среды, нуждается в практических рекомендациях, чтобы отделить релевантную информацию о среде от нерелевантной.
Такое руководство может быть разработано в процессе консультаций с высшим руководством, ответственным за формирование долгосрочных стратегий и планов. Пользователь и аналитик могут определить область и цели работы. Таким образом можно, по крайней мере, определить целевую зону, используя в качестве точки отсчета потребности в информации о среде тех, кто определяет стратегию. Конечно, многое будет зависеть от позиции и возможностей членов команды по изучению среды, их прошлого исследовательского опыта и успеха в применении различных методов исследования и прогноза.
Нет никаких твердых и постоянных правил для различения релевантности и нерелевантности. Суть проблемы состоит в достижении сбалансированного взгляда на масштаб рассматриваемой окружающей среды фирмы. Чтобы отмести не очень важные и посторонние вопросы, отслеживание не должно быть слишком масштабным. Оно не должно быть и узким, близоруким, эконометрическим, но при этом должно остаться релевантным. Очевидно, что особенно острой будет эта проблема в многопрофильных организациях, у которых несколько релевантных сред.
Приемлемые временные горизонты
Если вспомнить о трудностях организаций при определении границ, то неудивительно, что они склонны ориентироваться на ближайшее окружение, предпочитая изучать отдаленное окружение с помощью специальных исследований, возможно, при содействии консультантов. Схожий противоречивый взгляд зачастую применяется для определения временных горизонтов будущих исследований, которые будут проводиться в процессе отслеживания окружающей среды. Руководителей подразделений обычно интересует ближайшая перспектива, корпоративное руководство — более долгосрочная.
Временной горизонт теоретически должен определяться инвестиционным циклом отрасли и сущностью производимых товаров или услуг. Например, в нефтяной промышленности срок отслеживания, составляющий 25 лет, вполне обычен; в индустрии моды больше подходит период в 4 года. Следовательно, временные горизонты отслеживания окружающей среды должны превышать сроки стратегических планов фирмы. Если компания придерживается политики ожидания, чтобы посмотреть, к чему придут лидеры отрасли, то деятельность по мониторингу среды может быть легко исчерпана. Однако вполне вероятно, что это будет узкий, реакционный взгляд, ориентированный на короткий период.