Информационные потребности
Организации мирятся с неудобствами и дороговизной стратегического планирования, чтобы обрести больший контроль над результатом любого выбранного направления деятельности. Таким образом, согласно изречению Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon) «знание — сила», знание делового окружения должно предшествовать контролю над ним.
Читатель, скорее всего, знает о растущей популярности таких терминов, как шпионаж, утечка конфиденциальной информации, раннее предупреждение, электронное наблюдение, контрразведка, сделки с хорошо осведомленными служащими и т. д. Популяризация шпионского лексикона хоть и напоминает о беспокойстве и двойственности нашего времени, придает некоторую степень доверия мнению,
Таблица 1
Структура анализа макросреды бизнеса
Культурная сфера Технологическая сфера
Образовательная сфера
Политическая сфера
Юридическая сфера
Природные ресурсы Демографическая сфера
Социологическая сфера Экономическая сфера
Включает исторические корни, идеологию, ценности и нормы общества. Взгляды на органы власти, лидерство, межличностные отношения, национализм, науку и технологию
Уровень научного и технологического прогресса в обществе. Включает физическую (заводы, участки с оборудованием) и технологическую базу. Степень, до которой научное и технологическое сообщество способно развивать новые знания и применять их
Общий образовательный уровень населения. Уровень квалификации и специализации в образовательной системе. Доля людей с высоким уровнем профессионального и/или специального образования
Общий политический климат общества. Степень концентрации политической силы. Сущность политической организации (уровни децентрализации, разнообразие функций). Система политических партий
Конституционные нормы, сущность правовой системы, юрисдикции различных правительственных подразделений. Специфические законы, касающиеся формирования, налогообложения и контроля организаций Сущность, объем и доступность природных ресурсов, включая климатические и другие условия Сущность человеческих ресурсов, доступных для общества; их численность, распространение, возраст и пол. Концентрация или урбанизация населения является характеристикой индустриального общества
Классовая структура и ее подвижность. Определение социальных ролей. Сущность социальных организаций и развитие социальных предприятий
Общая экономическая структура, включая тип экономической организации — частная или общественная; централизация или децентрализация экономического планирования; банковская система; фискальная политика. Уровень инвестиций в физические ресурсы и потребление
Источник: Kast and Rosenweig, 1974.
что обладание информацией само по себе является капиталом, а раз так, то с ним нужно обращаться как с ценным национальным активом. Это один маленький, но логичный шаг, подтверждающий, что сбор информации предшествует владению и распространению, а значит, также является вкладом в достижение благосостояния.
Военным историкам знаком такой образ мышления. История знает множество баталий, которые были выиграны, можно сказать, благодаря «преимуществу» вла-
Таблица 2 Ключевые международные социальные проблемы 1990-х гг.
|
дения информацией. Планируя формирование и размещение ресурсов для своих армий, генералы полагаются на сведения, предоставленные средствами коммуникаций, которые могут обслуживать политику в своем государстве, но наверняка проникнут на территорию противника и в его организации. Получая информацию таким образом, генералы надеются подготовиться к конфликту и повышают вероятность победы (т. е. в некоторой степени контролируют исход).
В корпоративном контексте сбор, наблюдение и отслеживание информации происходит в процессе исследования окружающей среды. Потоки информации идут от важных элементов делового окружения к людям, занимающимся отслеживанием среды, а от них — к принимающим стратегические решения в фирме. Как и в военном контексте, служба корпоративной разведки также обеспечивает раннее предупреждение и тщательное отслеживание возможных угроз со стороны окружающей среды, чтобы отреагировать своевременно. Таблица 3 показывает корпоративные источники информации о деловом окружении. Таблица 4 комментирует их сравнительную важность.
Из табл. 4 видно, что для того, чтобы изучение окружающей среды имело большую отдачу, необходима поддержка и участие высшего руководства, чтобы мож-
Таблица 3
Источники информации о деловом окружении
Месторасположение |
Типы |
Источник информации |
Внутри компании |
Письменные |
Внутренние отчеты и меморандумы, плановые документы, исследования рынка, маркетинговая информационная система |
Устные |
Исследователи, торговый персонал, персонал, осуществляющий маркетинг и снабжение, советники, специалисты по планированию, правление |
|
Комбинация |
Официальные и неофициальные встречи (например рабочие партии, комитеты советников) |
|
За пределами компании |
Письменные |
Годовые отчеты, отчеты по инвестициям, публикации торговых ассоциаций, ежегодники министерств и ведомств, учебники, научные, профессиональные, технические журналы, неопубликованные отчеты, правительственные отчеты, неопубликованные бумаги, газеты, шпионаж |
Устные |
Консультанты, библиотекари, официальные лица, потребители, поставщики, дистрибьюторы, конкуренты, ученые, исследователи рынка, отраслевые ведомства, журналисты, шпионы, банкиры, биржевые брокеры |
|
Комбинация |
Официальные и неофициальные встречи, членство в правительственных рабочих группах и консультационных группах, отраслевые ведомства, торговые ассоциации |
Таблица 4
Относительная важность источников информации об окружении
1. Вербальные источники информации намного важнее письменных; 75% информации, цитируемой руководителями, были представлены в устной форме.
2. Чем более высокий пост занимает руководитель в организации, тем важнее становятся вербальные источники.
3. Из письменных источников, которые используются, самыми важными были газеты (две трети), затем шли торговые ассоциации, потом внутренние отчеты компании.
4. Основные источники вербальной информации — подчиненные, друзья-коллеги и очень редко — руководители.
5. Информация, получаемая за пределами организации, как правило, не проверена.
6. Информация, получаемая внутри организации, обычно поддерживается руководителями.
7. Информация, получаемая за пределами организации, имеет тенденцию оказывать большее влияние на людей, принимающих решения, чем внутренняя информация.
8. Внешние источники варьируются согласно работе менеджера. Таким образом, менеджеры по маркетингу больше других общаются с клиентами.
9. Чем больше компания, тем сильнее она доверяет внутренним источникам вербальной информации.
но было посоветоваться с теми, кто принимает ключевые решения или влияет на них на уровне корпорации и подразделений.
В последние годы появление информационных технологий заставило фирмы тщательно пересмотреть цели, структуру, продуктивность и доступность своих информационных систем. Результатом зачастую было создание баз данных для систематизации задач по сбору, анализу и распространению информации о деловом окружении. Непростая задача организации управления элементами баз данных об окружающей среде фирмы усложняется природой самой информации, которой часто свойственны:
♦ Плохая структура.
♦ Нерегулярный доступ.
♦ Неофициальные источники.
♦ Качественная сущность.
♦ Сомнительная достоверность.
♦ Неясное происхождение.
♦ Использование мнений в качестве источника.
♦ Сложность подсчета.
♦ Ненадежная методология.
♦ Вероятность изменения.