Конфигурация базы снабжения
Третий стратегический вопрос стал значимым в 1990-х гг. благодаря новым взглядам на вертикальную интеграцию и отношения с поставщиками. До этого база снабжения не считалась важным вопросом. Отношения низкой заинтересованности обычно сопровождаются политикой множественных источников, что ведет к широкой базе снабжения. Со временем, однако, покупающие фирмы стали больше задумываться о расходах, связанных с управлением поставщиками, что привело их к настоятельному стремлению сократить свои базы снабжения. В некоторых случаях клиенты поддерживали определенных поставщиков, чтобы стимулировать их усилия на разработку предварительно собранных узлов различных видов.
Такие продавцы действуют как системные поставщики, сводящие вместе компоненты от нескольких субпоставщиков. Развитие в направлении отношений высокой заинтересованности также оказывает воздействие на достижение основных выгод интеграции. Отношения высокой заинтересованности требуют вложения больших ресурсов, и покупающая компания не может управлять слишком большим количеством ресурсов. Таким образом, взаимодополняющее видение продуктивности в закупках и последующий пересмотр роли поставщиков оказали воздействие на размер базы снабжения.
Однако следует заметить, что соотношения «единственный источник снабжения отношения высокой заинтересованности» и «множество источников снабжения отношения низкой заинтересованности» не обязательно должны рассматриваться как неотделимые. По разным причинам покупающая фирма может предпочесть использовать несколько поставщиков конкретного наименования товара, даже если требуется высокий уровень заинтересованности. Например, иногда клиенты могут диктовать, каких поставщиков использовать. Тот факт, что покупающая компания использует двух поставщиков параллельно для одного конкретного наименования, однако, не исключает возможности высокой заинтересованности в отношении обоих. Соответственно низкая заинтересованность в отношении единственных источников может иметь свои собственные преимущества. Если покупатель — небольшая компания, концентрация закупок на одном поставщике может быть лучшим способом экономии расходов.
Существуют многочисленные примеры повышенной продуктивности и эффективности закупки благодаря растущей интеграции деятельности клиента и поставщика. Вероятно, что могут быть достигнуты еще большие выгоды, если покупающая фирма способна воздействовать на координацию деятельности и комбинацию ресурсов между группами продавцов в базе снабжения. Усилия этого типа известны как менеджмент снабженческой цепи. Многочисленные примеры существенных преимуществ, которых можно достичь, когда покупающая фирма в состоянии координировать деятельность большого числа поставщиков, известны в автомобильной промышленности, главным образом это касается доставки точно в срок. Другой способ достижения сопутствующих преимуществ в области снабжения ресурсами состоит в том, чтобы стимулировать обмен ресурсами с поставщиками и между ними. Хорошей иллюстрацией потенциальных результатов интеграции ресурсов в пределах отношений с поставщиками является пример американского производителя обуви Nike, который активно переводит производственные мощности к поставщикам. Производственная система Nike основана полностью на использовании внешних источников. Компания Nike больше не изготавливает обувь на своих мощностях, а полагается на ряд поставщиков и субподрядчиков с очень разными характеристиками, схематично изображенными на рис. 4.
Поставщики Nike разбиты на три различные категории: 1) массовые производители, которые имеют экономию за счет масштаба производства и снабжают ряд производителей обуви; 2) развитые партнеры, которые являются эксклюзивными
Рынок Рис. 4. Сеть поставщиков Nike Источник: Donaghu and Barff, 1990. |
поставщиками Nike, производящими наиболее совершенные и современные модели, и 3) развивающиеся поставщики, которые могут производить обувь по очень низкой цене. Совершенствование работы этой сети поставщиков требует, чтобы Nike делилась своими знаниями и ресурсами с поставщиками и активно участвовала в их производственной деятельности. Одним из способов достижения этого является «программа эмиграции», в рамках которой бывшие технические специалисты Nike становятся постоянными сотрудниками на фабриках поставщиков. Поставщиков также заинтересовывают участвовать в совместной разработке продуктов (см. РАЗРАБОТКА НОВЫХ ПРОДУКТОВ). Некоторые поставщики в странах с низкой стоимостью труда имеют очень ограниченную компетентность. Чтобы соответствовать мировому стандарту Nike, потенциальные возможности этих компаний должны непрерывно совершенствоваться. Компания Nike заинтересовывает своих поставщиков, имеющих более высокий уровень развития, принимать активное участие в этом процессе через совместные предприятия, организуемые на базе Nike одним из развитых и опытных поставщиков и местной фирмой, имеющей ограниченные ресурсы и технологическую компетентность. Форма совместного предприятия — это мотивационный механизм в передаче технологии и знаний менее опытному партнеру от высокоразвитых поставщиков.
Превосходной иллюстрацией управления целиком всей базой снабжения является способ организации производственной сети, который применяет Nike. Он может показаться крайностью, поскольку весь производственный процесс базируется на внешних источниках, но аналогичные тенденции можно обнаружить и в других случаях. Важными элементами этого процесса управления являются программы, цель которых состоит в развитии потенциала поставщика, а также его участия в разнообразных взаимоотношениях (см. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СЕТИ; СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ И СОТРУДНИЧЕСТВО ПОСТАВЩИКОВ).