Поведение потребителей

Различение уровней сложности в потребительских решениях

С момента формулирован™ первых моделей покупательского поведения самые важные шаги вперед были сделаны в рассмотрении колебаний уровней сложно­сти принятия решения. Дж. Энджел, Р. Блэкуэлл и П. Миниард считают свою мо­дель базовой и возможной к применению для характеристики принятия решений различных уровней сложности. Они утверждают, что степень сложности приня­тия решения потребителем меняется в зависимости от задачи, но основная схе­ма поведения все же подходит для всех ситуаций. Однако их позиция требует пояснения, для чего будет полезно обсудить альтернативные теории.

Уровни решения задачи

Важный вклад в развитие теории потребительских решений на раннем ее этапе внес Джон Хоуард в 1963 г., он определил потребительское поведение как упражнение по решению задач. Дж. Хоуард и далее придерживался этого подхода, и его книга 1989 г. «Consumer Behaviour in Marketing Strategy» («Потребительское поведение в страте­гии маркетинга») построена вокруг этой же идеи. Он дает определения и описания трех главных типов решения задачи. Эти типы названы: широкое, ограниченное и рутинное решение задачи (ШРЗ, ОРЗ и РРЗ). Они отражают ситуации покупки, которые по существу различаются по объему интеллектуально го усилия, требуемо­го от потребителя. Основной критерий, влияющий на уровень решения, — привыч-

Рис. 1. Модель потребительского решения Энджела—Блэкуэлла—Миниарда

Источник: Engel, Blackwell and Miniard, 1990 (см. также: Энджел Дж. Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей. СПб: Питер Ком, 1999).

ностъ задачи, стоящей перед потребителем. Хоуард применяет одну и ту же обоб­щенную базовую модель (рис. 2) для всех трех ситуаций, но в зависимости от ситуа­ции меняет сложность включенных в нее когнитивных процессов. Как у Энджела, Блэкуэлла и Миниарда, полная модель основана на иерархии, ведущей от намере­ний к приобретению продукта. Ключевые различия между моделями, как видно из рис. 1 и 2, — это включение Хоуардом переменной, представляющей доверие потре­бителя, и признание прямых связей между информацией и установками, доверием и намерениями. Это позволяет Дж. Хоуарду сделать менее строгой возможную после­довательность стадий процесса принятия решения. Например, при РРЗ возможно установить связь непосредственно от информации к намерению.

ШРЗ видится автором как форма поведения, соответствующая ситуациям, в ко­торых потребитель сталкивается с новинкой, или как поведение «первого раза»; здесь от потребителя требуется сформировать представление о новой категории про­дукта. Это поведение характеризуется присутствием двух уровней выбора: выбор между категориями и затем выбор между торговыми марками. В этом контексте было бы также логично расширить определение ШРЗ так, чтобы оно было пригодно к ситуациям, в которых потребитель стоит перед выбором между несопоставимыми альтернативами, например поездкой в отпуск или покупкой новой автомашины.

ОРЗ — это уровень решения задач, который, по мнению Дж. Хоуарда, соответ­ствует ситуациям, когда потребитель сталкивается с незнакомым брендом в хоро­шо знакомом классе продуктов. Потребители усваивают и обрабатывают инфор­мацию, чтобы дать когнитивную реакцию или создать образ торговой марки, однако это совершается в контексте уже существующей схемы или, в терминоло­гии Хоуарда, «иерархии продуктов».

РРЗ относится к поведению в отношении продуктов и брендов, с которыми потребитель знаком очень хорошо, как правило — это регулярная покупка. У по­купателя есть набор знакомых торговых марок, вызывающий у него определен­ные чувства, и выбор между ними делается на основе очень простой эвристики,

Рис. 2. Модель потребительского решения Хоуарда Источник: Howard, 1989.

пли правил решения. Обычно потребитель может применить правило, известное как правило конъюнктивного решения (conjunctive decision rule), при котором на основе фиксации минимального уровня качества соответствующих свойств про­дукта, включая цену, потребитель покупает любой доступный бренд, проходящий эти критерии.

Существенное развитие категории РРЗ состоит в том, что Хоуард называет его скучающим решением задачи, или СРЗ, аргументируя эту категорию тем, что про­дукт или бренд, слишком привычный потребителю, может вызывать скуку. Ре­зультатом этого станет возобновление поиска информации на более высоких уровнях с целью обеспечен™ некоторого разнообразия в поведении. Это пред­ставление хорошо сочетается с идеями о потребительской мотивации в том смыс­ле, что оно касается уровней оптимальной стимуляции.

Уровни заинтересованности

Заинтересованность предполагает наличие трех основных параметров. Во-пер - вых, интенсивности, относящейся к степени интереса, который испытывает по­требитель. Обычно говорят о ситуациях высокой или низкой заинтересованности, но на деле ее интенсивность представляет собой континуум, что отражено в тес­тах, разработанных для измерения заинтересованности потребителя (Zaichkowsky, 1985). Второй параметр заинтересованности — направление, или фокус. Заинте­ресованность может быть ориентирована на продукт, рекламу, покупку и поку­пательское решение или на любую комбинацию этих трех точек. Например, в си­туациях, связанных с обслуживанием, где производство и потребление услуги обычно происходят одновременно с покупкой, может не представляться возмож­ным провести различие между продуктом и решением о покупке. Последний па­раметр заинтересованности имеет отношение к ее устойчивости. Ключевое раз­личие проводится между устойчивой и ситуационной заинтересованностью. Устойчивая заинтересованность является долговременной и представляет собой непрерывный личный интерес, который люди питают к конкретным группам про­дуктов. Самыми очевидными примерами здесь являются потребительские инте­ресы, созданные хобби и привычками времяпрепровождения, например рыбной ловлей или коллекционированием марок. Ситуационная заинтересованность — кратковременная и, как правило, ассоциируется только с решением о покупке. Типичными примерами продуктов, порождающих высокие уровни ситуационной заинтересованности, можно считать товары длительного пользования, например посудомоечные и стиральные машины. Потребитель может собрать много инфор­мации о различных вариантах и модификациях и со всей тщательностью провести оценку наилучшего выбора для своей ситуации, но после того, как товар приобре­тен, дальнейший интерес к нему существенно снижается.

Заинтересованность связана с ценностями потребителя и его представлением о самом себе и различна не только у разных индивидуумов, но и в разных ситуаци­ях. В понятие «заинтересованность» входят ряд различных качеств, и определе­ние способа решения задачи является гораздо более сложным по составу, чем в случае с понятием «привычность», или «предыдущее знание», лежащим в основе вариаций в хоуардовском подходе к решению задач.

Рисунок 3 обобщает главные составляющие заинтересованности. Первая ко­лонка представляет факторы, влияющие на заинтересованность. Вторая — фак­торы, вовлеченные непосредственно в объект заинтересованности, а третья от­ражает результаты и показывает, как различные уровни заинтересованности воздействуют на принятие решения потребителем.

Вторая колонка, как указано выше, определяет объекты заинтересованности или факторы, непосредственно связанные с ней, а третья колонка отражает ре­зультаты проявлен™ различной степени заинтересованности и представляет об­ширный перечень вариантов потребительского поведения. Однако следует уточ­нить, что в дополнение к перечисленным существуют два других ряда следствий. Во-первых, в ситуациях низкой заинтересованности допускается возможность очень слабой или вообще отсутствующей оценки продукта до покупки, так как сформированные установки слабы вследствие отсутствия опыта, получаемого в процессе потребления. Это приводит к образу действия, отличному от отраженно­го в предыдущих моделях, определяющих формирование в качестве ключевой идеи установки, ведущей к намерениям и покупке. Низкая заинтересованность часто проявляется в поведении потребителей в виде непосредственного перехода от осознания нужд к покупке без поиска информации или анализа альтернатив.

Факторы, влияющие на заинтересованность

Факторы, непосредственно связанные с заинтересованностью

Возможные

результаты

заинтересованности

Реклама

Продукты

Решения о покупке

Личные факторы

— Потребности

— Важность

— Интерес

— Ценности

Объективные стимулы

— Дифференциация
альтернатив

— Источник
коммуникации

— Содержание
коммуникации

Ситуационные факторы

— Покупка/использование

— Благоприятствующие
покупке

Выявление

контраргументов

рекламным

объявлениям

Эффективность

рекламирования

Относительная важность класса продукта

Ощущаемые различия в свойствах продукта

Предпочтения в брендах

Влияние цены на выбор бренда

Объем

информационного

поиска

Время, затраченное на покупку

Тип решения, использованный при выборе

Рис. 3. Природа заинтересованности потребителя

Второе важное следствие связано с поведением после покупки или непрерыв­ным потреблением, для характерных товаров и услуг. Жалобы рассматриваются как феномен высокой заинтересованности, в то время как неудовлетворенность продуктом при низкой заинтересованности обычно ведет к переключению на дру­гой бренд. В качестве явления, указывающего на высокую заинтересованность, может также рассматриваться лояльность к бренду. Действительно, можно счи­тать, что понятие лояльности требует некоторой степени эмоциональной привя­занности, что отражается в устойчивой заинтересованности. Высокая ситуацион­ная заинтересованность и позитивная оценка бренда могут в результате привести к высокому уровню доверия к нему, но это не тождественно лояльности, так как это отношение может быть изменено в процессе последующей оценки. Ситуации низкой заинтересованности характеризуются стабильными схемами покупки, и эта стабильность рассматривается скорее как результат инерции, чем лояльности. Такая форма поведения легко разрушается ситуациями отсутствия товара на складах или в самой компании. Обобщенное изложение альтернативных подхо­дов разной степени заинтересованности заимствовано в адаптированном виде из работы X. Ассэйла (Assael, 1992) (табл. 1).

Поведение потребителей

Делегирование полномочий по управлению кампанией

Часть 6 плана маркетинговых коммуникаций концентрируется на решениях, ка­сающихся заключения субподрядных договоров о развитии кампании и ее управ­лении. Когда речь идет о рекламе, полномочия на развитие и реализацию стратегии кампании, …

Выбор инструментов маркетинговых коммуникаций

Данное решение, в сущности, является вопросом распределения баланса между целевой аудиторией, сообщением, издержками, измерением и контролем. На некоторые целевые аудитории можно более эффективно воздействовать посредством использования какого-либо определенного вида маркетинговых …

Планирование кампании маркетинговых коммуникаций

Учитывая степень неопределенности получаемого результата и эффективности, описанных выше, существенным моментом является методичное планирование своих действий, прилагая все возможные усилия. Результат — формальный план маркетинговых коммуникаций — является до­кументом, который …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.