ОСНОВЫ СВАРКИ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ
ХРУПКОЕ РАЗРУШЕНИЕ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
В достаточно широкой практике эксплуатации сварных конструкций наблюдались как вязкие, так и хрупкие разрушения, причем в определенных условиях однотипные конструкции разрушались по-разному.
Обычно процесс вязкого разрушения происходит достаточно медленно. сопровождается значительными пластическими деформациями металла. Замечено, что для того чтобы вызвать пластическую деформацию реальной решетки металла путем сдвига по плоскостям скольжения, нужно преодолеть сопротивление сдвигу (срезу) т. При одноосном растяжении т достигаются при напряжениях, равных пределу текучести металла а.
Хрупкое разрушение происходит пугем отрыва, причем скорость хрупкого разрушения (скорость распространения хрупкой трещины)
может, как показывают опыты, достигать очень большой величины (многих сотен метров в секунду). Столь значительная скорость распространения хрупкой трещины предопределяет, что энергия, необходимая для образования новой поверхности трещины, связана только с накопленной в металле упругой энергией. Поэтому для продвижения трещин достаточно сравнительно небольшого среднего напряжения - сопротивления отрыву а. Возможность возникновения хрупкого разрушения даже при малом уровне внешнего нагружения делает этот вид разрушения чрезвычайно опасным, особенно для конструкций, характеризующихся значительной жесткостью.
В соответствии с двумя видами возможного разрушения следует говорить о двух типах сопротивления металла: сопротивлении сдвигу (вязкое разрушение) и сопротивлении отрыву (хрупкое разрушение). Если в определенных условиях при растяжении раньше достигается предел текучести, то металл находится в пластичном состоянии, наоборот, если раньше достигается сопротивление отрыву, то состояние металла хрупкое. Указанные характеристики а и а по-разному реагируют на изменение ряда внешних и внутренних факторов.
Влияние температуры - преобладающий фактор, определяющий соотношение между величинами омі а. Явление перехода металла при понижении температуры из пластического состояния в хрупкое получило название хладноломкости металлов. Механическое объяснение этого явления впервые дано академиком А. Ф, Иоффе и развито академиком Н. Н. Давпденковым. Согласно гипотезе Иоффе, критическая температура хрупкости определяется точкой пересечения двух кривых 0 (7} и а (Г)(рис. 20.8, а). Сопротивление отрыву практически не зависит от температуры, в то время как предел текучести с повышением температуры понижается. Из графика видно, что при высоких температурах предел текучести значительно ниже, чем сопротивление отрыву, и металл пластичен. При понижении температуры сопротивление пластической деформации значительно повышается, и при температурах ниже Г сопротивление отрыву меньше значения предела текучести - металл переходит в хрупкое состояние. Разброс реальных значений от а до а, определяемый вероятностным количеством дефектов
[НШ 0ГР..»х
в кристаллических решетках реальных металлов и сплавов, предопре - деляет температурный интервал от Г ( до Г перехода от вязкого разрушения к хрупкому (хрупковязкое разрушение), называемый критическим интервалом хрупкости (рис. 20.8, б).
Как следует из графиков (см. рис. 20.8). критическая температура хрупкости или критический интервал хрупкости перемещается вправо в сторону увеличения температуры, если кривая о (7) сдвигается вверх пли кривая ош1(7) - вина. Эти направленные сдвиги могут быть обусловлены:
а) б)
Рис. 20.8. X ладпо. юмкость металлов а схема Иоффе: 6 крипіческий ишерши хрупкости |
1) увеличением скорости деформации (динамическое нагружение), при этом растет сопротивление пластической деформации, т. е. предел текучести металла увеличивается;
2) наличием концентраторов напряжений. В местах концентрации напряжений происходит увеличение предела текучести металла. Это увеличение обусловлено увеличением сопротивления пластической деформации в условиях сложного напряженного состояния (двух - или трехмерного);
3) наличием в основном металле и металле сварного соединения внутренних дефектов (непроваров. газовых и неметаллических включений и др.), понижающих сопротивление отрыву;
4) укрупнением зерна, наличием ликвационных прослоек, уменьшающих межзеренную связь, т. е. снижающих сопротивление отрыву;
5) увеличением размеров швов и деталей. Снижение сопротивления отрыву при этом обусловлено тем, что вероятность наличия опасных дефектов, определяющих сопротивление отрыву, в больших объемах металла выше, чем в малых. Это явление носит название «масштабный фактор».
Анализируя сказанное, можно утверждать, что одни и те же металлы могут находиться в двух разных состояниях, причем аналитически оценить возможное состояние не представляется возможным. Учет влияния только отмеченных факторов в совокупности на хрупкую прочность сварных соединений и конструкций становится чрезвычайно сложным.
Поэтому для практической опенки перехода металла в хрупкое состояние (для оценки хладпол омкостп основного металла и металла сварных соединений) прибегают к специальным испытаниям, оценивающим либо склонность металла к началу хрупкого разрушения, либо способность к распространению хрупкой трещины.
1. Определение порога хладноломкости путем испытаний образцов. В настоящее время имеется несколько десятков типов образцов самой разнообразной формы с различного рода надрезами, которые испытывают растяжением, изгибом, ударом и другими видами нагрузки. Широкое распространение получили испытания на ударный изгиб. Образцы для этих испытаний обычно вырезаются таким образом, чтобы вершина надреза (различной степени остроты) располагалась либо в литой зоне, либо в ЗТВ па определенном расстоянии от границы сплавления. Испытания проводят при различных, последовательно понижающихся температурах. В результате получают графики зависимости ударной вязкости КСU (KCV) от температуры (рис. 20.9).
Рис. 20.9. Ударная вязкость стальных образцов в зависимости от температуры испытаний: 1 - малоуі леродисгая сталь спокойной плавки; 2 - малоуглеродистая сталь кипящей планки |
Переход из пластического состояния в хрупкое проявляется в резком уменьшении энергии, затрачиваемой на разрушение образца при понижении температуры. В результате таких испытаний можно получить сравнительные характеристики сталей, отдельных зон сварного соединения в отношении их к переходу в хрупкое состояние. Однако определить температуру перехода стали, металла сварных соединений в хрупкое состояние при работе их
в конкретной конструкции в настоящее время не представляется возможным.
Определение температуры перехода в хрупкое состояние путем испытании специальных образцов, имитирующих эксплуатационные разрушения материалов в пределах всей сварной конструкции. Обычно образцы для таких испытании имеют значительные размеры и конструктивно могут повторять, например, самый жесткий фрагмент (узел) реальной сварной конструкции. В исследуемом месте делается острый надрез или инициируется предварительная трещина. Затем образец устанавливают в зажимы разрывной машины, охлаждают до определенной температуры и статически нагружают до определенного уровня напряжений в месте надреза. Последующее ударное воздействие на образец вызывает хрупкое развитие трещины. Испытания ряда образцов при различном уровне напряжений и температур позволяет построить кривые (рис. 20.10).
а. МПа Рис. 20.10. В л ня и не температуры на величину минимальных разрушающих напряжении при распространении трещин; 1 малоуглеролиегая сталь спокойной планки, 2 - ма. клчлоролпаая ста н> кипящей планки |
Область, расположенная выше и левее кривой, характеризует температуру и напряжения, при которых возникшая трещина
будет распространяться и пересечет весь образец. Область, расположенная ниже и правее кривой, характеризует температуру и напряжения, при которых однажды возникшая трещина остановится и не будет распространяться. Для каждой стали, для металла конкретного сварного соединения наблюдается характерное для них расположение такой кривой.
3. Определение чувствительности стали к ТЦ сварки. Для оценки пригодности стали для изготовления сварных конструкций применяют также комплексные методы испытаний. Цель этих методов - выбор режимов сварки, обеспечивающих получение свойств околошовной зоны, удовлетворяющих определенным требованиям, а также установление зависимости между свойствами ЗТВ и режимом сварки. В результате комплексных испытаний определяют оптимальный диапазон скоростей охлаждения околошовной зоны при сварке, в котором свойства металла благоприятны: сохраняется высокая стойкость против трещинообразования и перехода в хрупкое состояние.