МАТЕРИАЛЫ И ИХ ПОВЕДЕНИЕ ПРИ СВАРКЕ
Основные понятия и виды коррозии
Коррозией называется разрушение металлов и сплавов в результате химического или электрохимического воздействия на их поверхность внешней среды. В основе процессов коррозии металлов и сплавов лежит явление окисления. Образование окислов металлов в большинстве случаев для земных условий является термодинамически естественным, так как соответствует снижению потенциальной энергии системы металл — среда. Именно поэтому большинство металлов в природе существует в виде руд, т. е. окислов, и на их восстановление требуются затраты энергии.
Коррозия ведет к прямым и косвенным потерям при эксплуатации деталей и сооружений, в том числе сварных. К прямым потерям относятся: стоимость потерянного металла, изготовленных узлов и машин, снижение срока службы изделий и затраты на противокоррозионные мероприятия. Косвенные потери связаны с временным выходом оборудования и сооружений из строя или их простоями, получением некачественной продукции, увеличением расходов на ремонт, ущербом окружающей среде и т. д.
Интенсивность взаимодействия металла или сплава с коррозионной средой зависит от свойств самого ме-
130
галла и окружающей среды. Сварка как технологический процесс всегда вызывает локальное изменение свойств исходного металла в определенной зоне, и, следовательно, эти зоны будут обладать иным характером взаимодействия металла со средой эксплуатации.
Химическая коррозия — это взаимодействие металла со средой, при котором окисление металла и восстановление окислительной компоненты среды протекают в одном акте. При этом во взаимодействующей системе не возникает электрического тока, а происходит обмен злектронами между металлом и окислителем. К таким видам взаимодействия металла и среды относятся его реакции с кислородом, хлоридами, галогенами, с кислородсодержащими газами при отсутствии влаги. Например:
Fe + 0,5О2-э FcO (12.1)
В приведенном примере атом железа Fe отдает свои 2 электрона, превращаясь в положительный ион Fe++, а атом кислорода получает 2 электрона, превращаясь в отрицательный ион О - -. Образовавшаяся система уравновешена и обладает минимумом потенциальной энер - I ии. В общем виде подобные реакции можно записать:
Me + X МеХ (12.2)
По условиям протекания процесса окисления различают следующие виды химической коррозии:
1) газовая коррозия — коррозия металлов и сплавов, вызываемая действием газов или воздуха при высоких температурах;
2) коррозия в неэлектролитах, т. е. в жидкостях, не проводящих электрический ток (сернистая нефть, бензин, мазут, спирты) при нормальных и повышенных температурах.
Продукт взаимодействия кислорода с металлом — оксид образует на поверхности металла пленку, которая снижает химическую активность металла и тормозит процесс дальнейшего окисления. В зависимости от толщины оксидные пленки подразделяются на топкие (невидимые), толщиной до 40 нм; средние (видимые как цвета побежалости) — 40...500 нм; толстые — более 500 нм.
Оксидные пленки могут быть сплошными и несплошными. Условие сплошности выражается соотношением молекулярных объемов VOKC/ VMc > 1. При v0KC/ VMc < 1 оксид является пористым и не защищает металл от дальнейшего окисления.
Скорость образования оксидных пленок определяется взаимной двусторонней диффузией среды в металл и металла в среду. На скорость газовой коррозии влияют температура, состав газовой среды и состояние поверхности металлов Температура увеличивает скорость коррозии, что видно из соотношения:
VKOp=A-e~T, (12.3)
где VKop — скорость коррозии, А, В — константы; е — основание натуральных логарифмов; Т — абсолютная температура.
Для защиты от газовой коррозии используют, главным образом, жаростойкие стали, основными легирующими в которых чаще всего являются хром, алюминий и кремний. Например, введение в железоуглеродистый сплав 12% Сг делает его пассивным к кислороду не только при нормальных температурах, но и при нагревании до Т < 700 °С за счет образования на поверхности окисла типа Сг203 или шпинели (Cr, Fe)203. Кроме того, для защиты от газовой коррозии можно использовать за - шитные атмосферы (инертные газы) или специальные защитные покрытия.
Разновидностью химической коррозии, как указывалось, является коррозия металлов в неэлектролитах, где активными реагентами являются сера, сероводород, сероуглерод и др. Основными средствами борьбы пробив коррозии в неэлектролитах является использование коррозионностойких (нержавеющих) или алитированных сталей и сплавов.
Электрохимическая коррозия — это процесс замедленного разрушения металлов и сплавов при воздействии на них электролитов. К ним относятся растворы кислот, щелочей, солей, техническая вода. Известно, что молекулы электролита при растворении в воде диссоциируют, т. е. распадаются на положительно заряженные ионы — катионы и отрицательно заряженные — анионы (соль NaCl -» Na++Cl~; кислота HNO3 H++N03"; щелочь NaOH -> Na++OH ). Наличие разнозаряженных ионов объясняет электропроводность водных растворов электролитов.
Различают слабые и сильные электролиты. Даже вода, хотя и в небольшой степени, является электролитом Н20 -» Н++ОН Недиссоциированные молекулы воды являются полярными молекулами — диполями. В результате взаимодействия катионов и анионов с полярными молекулами воды образуются гидратированные ионы. Процесс гидратации сопровождается выделением энергии. При соприкосновении металлической поверхности с раствором электролита (рис. 12.1) происходит взаимодействие между электрически заряженными частицами раствора (катионами, анионами, гидратированными ионами) и ион-атомами металла, находящимися на поверхности, что приводит к переходу последних в раствор в виде гидратированных ионов. Источником
энергии, необходимой для разрыва связи между ион - атомом и электроном, является процесс гидратации.
Когда ион-атом металла переходит в раствор, на поверхности металла остается эквивалентное количество электронов, которые в раствор не переходят и сообщают участку металла локальный отрицательный заряд (излишек электронов) Поверхность такого металла становится электрохимически неоднородной.
Таким образом, основное отличие электрохимической коррозии от химической состоит в том, что коррозионный процесс возникает в результате протекания тока во множестве коротко замкнутых гальванических элементах, образующихся из-за микрохимической не
однородности локальных участков металла. При этом одновременно протекают два электродных процесса:
1. Анодный процесс — переход металлических ион - атомов в раствор в виде катионов с оставлением соответствующего количества избыточных электронов на поверхности металла.
2. Катодный процесс — ассимиляция избыточных электронов ионами или гидратированными молекулами в электролите (деполяризаторами), которые при этом восстанавливаются.
Без протекания второго процесса первый (растворение металла) должен был бы скоро прекратиться.
Наличие электронной проводимости у металла и ионной проводимости у растворов электролита позволяет анодным и катодным процессам протекать раздельно на различных микроучастках поверхности металла. Участок металла, который растворяется, называется анодом, а участок, на котором имеет место разряд избыточных электронов, — катодом. При протекании этих двух процессов имеют место перетекание электронов в металле от анодных участков к катодным и соответствующее перемещение катионов и анионов в растворе.
Таким образом, металл при взаимодействии с электролитом заряжается отрицательно или положительно, приобретая определенный электрохимический потенциал. Это позволяет оценивать устойчивость (или склонность) металла к взаимодействию со средой по величине и знаку электрохимического нормального (стандартного) потенциала 16].
Стали и сплавы, взаимодействующие с электролитами, можно рассматривать как многоэлектродные гальванические элементы, состоящие из большого числа расположенных на поверхности микрогальванических пар. Это объясняется различными свойствами микро - и макроструктуры, наличием неметаллических включе-
135
ний, разного уровня дефектности кристаллической ре шетки и т. д.
Имеются также и другие причины возникновения ло кальных коррозионных пар:
1) наличие на поверхности металла несплошных продуктов коррозии (ржавчины, окалины) или несплошных (поврежденных) защитных металлических покрытий (хром, никель, цинк), являющихся локальными катодами (менее анодными);
2) неоднородность напряженного и структурного состояния участков металла: более напряженные и деформированные участки металла (местный наклеп, местный изгиб, околошовная зона) являются более анодными и растворяются быстрее;
3) контакт пар металлов с различным по знаку электрохимическим потенциалом (сталь + медь, сталь + цинк, и т. п.).
На рис. 12 2 показаны схемы возникновения коррозионных элементов, а на рис. 12.3 представлена схема расположения коррозионных пар в сварном соединении.
Одним из важнейших факторов коррозии металлов в водных растворах кислот, щелочей и в техническом воде является водородный показатель pH, т. е. логарифм концентрации ионов водорода в растворе, взятый с обратным знаком:
PH = - LgCh, (12.4)
где Ch — конценграция ионов водорода.
К ^ х A V К
ч------------- W----------- 1
1 ЧМ» - ■ ■■
б
д е
Рис. 12.2. Схема образования коррозионных элементов: а) царапина; 6) вмятина; в) окалина; г) местный наклеп, д) и е) сварные швы: кольцевой (д) и продольный (е), А — анод; К — катод
зоны саморастворения Рис. 12.3. Схема коррозии сварного соединения: ф — электродные потенциа 1ы основного металлаг шва, околошовнои зоны |
Величина pH определяет кислый (pH < 7), нейтральный (pH = 7) или щелочной (pH > 7) характер среды и влияет на скорости коррозии металла в той или инои среде (рис. 12.4).
Рис. 12.4 Кривые скорости растворения металлов в зависимости от pH раствора: 1 — железо: 2 — алюминий; 3 — тутан |
Согласно ГОСТ 5272—66 различают следующие виды коррозии:
1) атмосферная коррозия — в атмосфере воздуха;
2) подземная коррозия — в почвах и грунтах;
3) коррозия блуждающим током, возникающая от внешнего источника;
4) контактная коррозия — электрохимическая коррозия, вызванная контактом элементов или участков с разными потенциалами;
5) биокоррозия — под влиянием жизнедеятельности микроорганизмов;
6) коррозия при полном погружении — когда металл полностью погружен в жидкую среду;
7) коррозия при неполном погружении;
8) щелевая коррозия — коррозия в узких зазорах и щелях между двумя металлами или - участками металла;
9) коррозионное растрескивание — при одновременном воздействии среды и растягивающих напряжений;
10) газовая коррозия — химическая коррозия при вы
соких температурах в среде газов;
11) морская коррозия — в среде морской воды, Атмосферная коррозия приносит наибольший урон:
80% всего используемого металлофонда и 50% всех потерь металла является результатом атмосферной коррозии. Атмосферная коррозия в зависимости от толщины слоя влаги на поверхности металла разделяется на сухую, влажную и мокрую (рис. 12.5).
Рис. 12.5. Вилы атмосферной коррозии: I — сухая; If — влажная, III — мокрая; IV — с полным погружением |
Интенсивность атмосферной коррозии зависит от количества кислорода, поступающего к корродируемой поверхности. Поэтому очень тонкие пленки атмосферной влаги опаснее (высокое насыщение кислородом). Усиливает агрессивность атмосферы ее загрязнение коррозионно-активными агентами (H2S, NH3 MgCl2).
Особо обращают внимание на местные избирательные виды коррозии сварных соединений из хромистых и хромоникелевых сталей — межкристаллитную (МКК) и коррозию под напряжением. Известно [8] три механизма возникновения МКК:
1) обеднение границ зерен хромом за счет образования равновесных для данных температурно-вре менных условий карбидных или карбонитридных фаз (Сг23С6, Сг7С3 при Т = 450...900 °С и TiC, NbC при Т = 1200...1250 °С);
2) образование карбида железа Fe3C по границам зерен и снижение их стойкости к агрессивной среде;
3) сегрегация поверхностно-активных элементов в заданных температурных условиях (S, Р, Si, Pb) по границам зерен, снижающая их стойкость к среде.
По первому механизму МКК развивается в сварных соединениях из сталей и сплавов аустенитного класса, а по третьему и частично первому — в сталях мартенсит- но-ферритного, мартенситного и ферритного классов. Температурно-временная область возникновения МКК представлена на рис. 12.6. Следует отметить, что Ni, Si и Со, повышая термодинамическую активность углерода, способствуют увеличению количества карбидов и понижают значение tmin времени сохранения стойкости стали к агрессивной среде. В то же время Mn, Mo, W, V, Nb, Ті повышают стойкость стали и сварного соединения против МКК.
Коррозия под напряжением сварных соединений возникает вследствие:
— сообщения металлу добавочной энергии, в связи с чем иону Ме+, находящемуся на поверхности, легче покинуть кристаллическую решетку деформированного металла по сравнению с недеформи - рованным;
имеется МКК имеется МКК , ■ нет МКК в А, А+Ф ЧЛІП | Рис. 12.6. Температурно-временная область склонности к МКК |
— нарушения сплошности и защитных свойств поверхностных пленок под действием деформации;
— повышения степени неоднородности и появления новых анодных участков при выходе на поверхность дефектов кристаллического строения (дислокаций, вакансий).
Для сварных соединений, как указывалось, чрезвычайно опасными являются также межкристаллитная (в частости, ножевая) коррозия и коррозионное растрескивание.
Для сравнения скоростей общей коррозии используют шкалу коррозионной стойкости (табл. 12.1).
Особенности и механизмы коррозионных разрушений сварных соединений зависят от физико-химического воздействия процесса сварки, вызывающего появление различного вида неоднородностей, неблагоприятных изменений структуры и свойств металла и напряженного состояния. Например, как было показано на рис. 12.3, сварное соединение в коррозионном отношении пред-
Таблица 12.1 Шкала коррозионной стойкости
|
ставляет собой сложную многоэлектродную короткозамкнутую электрохимическую систему, характерными макроэлектродами которой являются шов, зона термического влияния (с серией переходных структур) и основной металл.
Процесс коррозионного растрескивания сварных соединений при статических и динамических нагрузках в кислых средах протекает быстрее, чем в нейтральных и щелочных, и состоит из двух основных этапов:
• зарождения трещины и инкубационного периода;
• развития трещины, складывающейся из времени до критического роста, и последующего лавинообразного разрушения.
Установлено, что при усталостном характере нагружения скорость разрушения поверхности сварного соединения в присутствии коррозионной среды резко возрастает.
Для большинства сочетания металлов и контактиру - емых сред имеются определенные пороговые значения напряжений апор, ниже которых растрескивания не происходит вообще или на определенной базе испытаний. Как правило, апор изменяются в интервале (0,2...1,0) ог [16], а характер зависимости их от времени показан на рис. 12.7. Установлено, что чем выше уровень напряженности сварных соединений (о^т + стМ1 н), тем сильнее сказывается влияние концентраторов напряжений на снижение значения пороговых напряжений.
Рис. 12.7. Зависимость разрушающих напряжений от времени испытаний |
Методы оценки сопротивляемости сварных соединений коррозионному разрушению классифицируются [8, 11]: 1 — по целевому назначению; 2 — по типу объекта; 3 — по типу сред; 4 — по виду напряженного состояния; 5 — по показателям сопротивляемости разрушению.
По всем перечисленным методам сравнивают результаты испытаний сварного элемента (шов, зона термовлияния) с основным металлом, а изменения того или иного показателя оценивают относительными коэффициентами, показывающими изменение свойств металла шва Кмш или сварного соединения в целом К*, за время испытания в среде относительно основного металла.