Доклады о будущих и современных технологиях
СТРУКТУРИРОВАНИЕ ФУНКЦИИ КАЧЕСТВА КАК СПОСОБ ВЗАИМОУВЯЗКИ ТРЕБОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
А. М. Иванченко, Ю. А. Ратова
Научный руководитель - Т. Н. Несиоловская, д-р техн. наук, профессор Ярославский государственный технический университет
Между потребителем и производителем существует своеобразный языковой барьер, так как, будучи технически неграмотным, потребитель формулирует свои требования часто на уровне ощущений, бытовым языком. Поэтому производителю нужен метод, который бы позволил превратить пожелания в определённые технические характеристики продукции и это позволяет осуществить метод СФК.
Структурирование функций качества (СФК) — это метод структурирования нужд и пожеланий потребителя. Он позволяет принимать обоснованные решения по управлению качеством процессов.
Основным инструментом СФК является таблица, получившая название «дом качества». В ней отображается связь между фактическими показателями качества (потребительскими свойствами) и вспомогательными показателями (техническими требованиями).
Реализация метода СФК включает следующие этапы:
- выяснение и уточнение требований потребителей;
- ранжирование потребительских требований;
- разработка инженерных характеристик;
- оценка зависимостей потребительских требований и инженерных характеристик;
- определение направления изменений характеристик для выполнения потребительских требований;
- определение весовых значений инженерных характеристик с учетом рейтинга потребительских требований;
- учет технических ограничений;
- учет влияния конкурентов.
Так, использование данного метода для производителя услуг общественного питания помогло перевести потребительские требования в соответствующие технические и управленческие решения.
Таким образом, данный метод заслуживает должного внимания на каждом этапе ЖЦ продукта, так как позволяет обеспечить относительно низкую стоимость (за счет сведения к минимуму непроизводственных издержек) и высокую ценность продукта.