Доклады о будущих и современных технологиях
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЩЕЙ ОТРАСЛИ
.М. Иванченко
Научный руководитель - Т. Н. Несиоловская, д-р техн. наук, профессор Ярославский государственный технический университет
В настоящее время в России провозглашена стратегия инновационного развития. В рамках данной стратегии выделено несколько приоритетных направлений развития, одним из которых стала нефтепереработка. Логистическая цепь доведения целевого продукта нефтепереработки до потребителя включает разведку нефтяных месторождений, бурение скважин, добычу нефти, трубопроводную транспортировку нефти и нефтепереработку. Однако на сегодняшний день предприятия нефтехимической отрасли по-прежнему являются слабым звеном данной цепи.
Исследование современного состояния нефтеперерабатывающей отрасли позволило выявить ее основные проблемы:
- высокая степень износа отечественных НПЗ (в среднем по стране составляет 65 %);
- низкая глубина переработки нефти (в России не более 71 %, в то время как в европейских странах - 85 %, а в США достигает 95 %, поэтому на западе из тонны нефти получают не менее 900 литров бензина, а в России - менее 600 литров);
- низкий коэффициент загрузки оборудования (менее чем на 80 %);
- низкая доля высокотехнологичной продуКциИ.
Как следствие, конкурентоспособность отечественной продукции не высокая.
Растущий спрос на высококачественные виды топлива - малосернистое дизельное топливо, высокооктановый бензин, делает актуальной задачу реконструкции и модернизации НПЗ в России, которую необходимо осуществлять в ускоренном темпе, так как, в связи с вступлением в ВТО и ужесточением экологических норм Россия может столкнуться с необходимостью импортировать высококачественный бензин.
Решение данной проблемы возможно лишь при переходе от экстенсивного пути развития отрасли к инновационному, что потребует значительных финансовых вложений. Существенное увеличение инвестиций российских нефтяных компаний в нефтепереработку призвано обеспечить рост объемов переработки нефти, постепенное улучшение качества выпускаемых моторных топлив, увеличение доли выпуска высокооктановых бензинов и экологически чистых дизельных топлив.