ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА, МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И СРЕДНЕГО КЛАССА
Средний класс как объект социальноэкономического исследования
Становление среднего класса в экономической теории относится к числу фундаментальных социально-экономических процессов в трансформационных экономиках. Средний класс рассматривается как экономически самостоятельный социальный субъект, освоивший цивилизованные формы экономической деятельности, аккумулирующий культурные, профессиональные, морально-этические ценности. Именно средний класс рассматривается как базовая социальная страта, стабилизирующая развитие общества.
Исторически понятие «средний класс» стало активно использоваться в конце XVII в. в Англии. Так обозначали особые группы собственников, мелких и средних предпринимателей, торговцев, лиц свободных профессий (адвокатов, священников, писателей, художников, учителей, врачей), занимающих промежуточную позицию между крупной буржуазией и лицами наемного труда.
Концепция среднего класса и его экономической активности продолжала разрабатываться в Х1Х-ХХ вв. К наиболее значимым исследованиям относятся формационная теория исторического развития К. Маркса, теория стратификации общества М. Вебера, теория социал-демократического развития общества Э. Бернштейна, теория индустриального общества Р. Арона, теория нового индустриального общества Дж. Гэлбрейта, теория постиндустриального общества З. Бже - зинского, Д. Белла.
В современной отечественной социально-экономической науке проблемы среднего класса отражены в работах Е. М. Авраамовой, Л. А. Беляевой, М. К. Горшкова, Т. И. Заславской, Т. В. Наумовой, И. П. Поповой, В. В. Радаева, Е. Н. Стариковой, Н. Е. Тихоновой и др.
Анализ теоретических исследований, посвященных интерпретации понятия «средний класс», показывают, что оно имеет много значений. Так, мы встречаем, с одной стороны, предельно широкое и общее его толкование. В этом случае средний класс рассматривается как часть общества, занимающая статусное положение между «верхами»
И «низами». С другой стороны, мы сталкиваемся с предельно узким пониманием сущности среднего класса, когда он идентифицируется только с предпринимателями.
Тем не менее анализ социально-экономических исследований показывает, что средний класс представляет собой достаточно сложное явление. Во-первых, мы сталкиваемся с проблемой неоднородности его состава. В результате появляется необходимость говорить о слоях среднего класса. Во-вторых, явно обозначена проблема поиска критериев включения в состав среднего класса. В-третьих, некоторые исследователи ограничивают теоретическое использование понятия «средний класс», связывая его с рыночной экономикой и постиндустриальным обществом.
Принимая в целом указанные выше подходы, мы ставим перед собой задачу - выделить наиболее значимые для нашего исследования, акцентирующие внимание, в первую очередь, на функциях среднего класса, его роли в общественной жизни страны, а также на специфике его экономической деятельности.
Мы обращаемся к суждениям Аристотеля, античного философа, заложившего основы теории среднего класса. Именно он, стратифицируя общество, выделил среднего человека. В своем трактате «Политика» он писал, что «ныне во всех государствах есть три элемента: один слой очень богат, другой - очень беден, третий же - средний. И этот третий - наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Лучшее общество формируется из средних слоев, и государство, где эти слои многочисленнее и сильнее, чем оба других вместе взятых, управляется лучше всего, ибо в нем обеспечено общественное равновесие»[68].
Насколько известно, Аристотель выделил следующие основные признаки средних слоев общества:
1) Их представители зарабатывают на жизнь своим трудом, но не бедны.
2) Они выполняют в обществе стабилизирующую функцию и избегают экстремумов, свойственных бедным и богатым в силу воспитания.
3) Они заинтересованы в развитии государства, в том числе экономическом.
По мысли Аристотеля, в благополучном государстве на средний класс должно приходиться не менее трети всего общества, т. е. около 30 %. Примечательно, что Аристотель считает ошибочным определять средний класс только по уровню дохода - просто как часть общества, располагающуюся между богатыми и бедными. Он предложил сделать акцент на ином качестве среднего класса - рациональном и адекватном поведении его представителей, сущность которого заключается в определенных мотивах деятельности. Средний класс заинтересован в стабильности и экономическом развитии государства, дающего возможность работать и получать соответствующее вознаграждение, которое позволяет реализовывать основные потребности, связанные с физической и духовной жизнью, с достойным воспитанием своих детей.
Обращаясь к фундаментальным исследованиям среднего класса в экономической теории Х1Х-ХХ вв., мы выделяем две наиболее репрезентативные и диаметрально противоположные концепции - концепцию К. Маркса и М. Вебера.
К. Маркс, исходя из парадигмы социального неравенства, разработал двухполюсную классовую модель общества. Согласно К. Марксу, стратификационная модель общества основывается на различиях по отношению к средствам производства, и на основании этого ученый выделяет два базовых класса общества: пролетариат и буржуазию. О среднем же классе говорит как о промежуточном образовании между буржуазией и пролетариатом - это многочисленный класс крестьян и ремесленников, которые почти в равной мере зависят от своей собственности и от своего труда[69]. При этом К. Маркс акцентировал незавидную участь средних слоев в капиталистическом обществе, потому что они либо будут поглощены буржуазией, либо, если обеднеют, растворятся в пролетариате, поэтому статус самостоятельного класса средний класс в его теории не получил.
М. Вебер, разрабатывая многомерную стратификационную модель общества, сумел объяснить сущность среднего класса и показать его значимость для социально-экономического развития. Ученый акцентирует внимание на многочисленных прослойках - «средних классах», которые состоят как из мелких собственников, так и из людей, способных предложить на рынке свои навыки и умения (чиновники, ремесленники, крестьяне). В эту прослойку М. Вебер относит и рабочих, обладающих высокой квалификацией. Представители средних классов, по М. Веберу, могут быть заняты как в общественном, так и в частном секторе.
Средние классы находятся между двумя социальными полюсами общества: позитивно привилегированным классом собственников и негативно привилегированным классом люмпенпролетариев.
Предложенная М. Вебером классификация[70] средних классов получила наибольшее распространение в научной литературе. Ученый выделил в среднем классе две страты (слоя). Первая страта - те, кто владеет небольшой собственностью и имеет невысокий уровень образования («мелкая буржуазия» - лавочники, розничные торговцы, мелкие предприниматели). Вторая страта - те, кто не имеет никакой собственности, но обладает высокой квалификацией и возможностью получать высокие оклады («интеллигенция» и «специалисты»). В современной социально-экономической теории данные страты получили соответственно названия «традиционные», или «старые», и «новые» средние классы. По мнению М. Вебера, средние классы, особенно вторая страта, должны интенсивно расти, чтобы обеспечить бесконечный потенциал развития капиталистического общества.
Как мы видим, для М. Вебера уровень доходов и отношение к собственности оказываются вторичными признаками. Принадлежность к классу определяется, прежде всего, поведением на рынке труда.
Заметим, что профессионализм как особенное качество среднего класса не опровергает, а, скорее, расширяет понятие рационализма. Поведение профессионала рационально по своей сути, поскольку он живет трудом, необходимым обществу и этим обществом оцененным. Кроме того, становится понятно, почему эта группа людей формирует именно середину общества. Профессионал надежно застрахован от падения вниз по социальной лестнице. Только случайность может лишить его приличной работы. Выдвижение наверх, в элиту - тоже не удел профессионалов. По крайней мере, это бывает не часто и, как правило, не за счет профессионализма.
Две с лишним тысячи лет развития науки об обществе внесли главное уточнение в аристотелевское определение. Средний класс - это не просто небедные люди, зарабатывающие на жизнь своим трудом, рациональные в поведении. Это по преимуществу профессионалы и управленцы, благодаря своим уникальным знаниям и навыкам занимающие особое положение на рынке труда. Это люди, участвующие в процессе принятия решений и часто сами принимающие их, люди, которые часто сами создают себе рабочие места.
М. Вебер полагал, что процесс социальной трансформации связан с разграничением между элементарными принципами стратификации, такими как класс, статус и партия.
Классовые различия, согласно последователям М. Вебера, могут возникнуть только в результате работы рыночного механизма. Они проявляются в различии социальных характеристик и жизненных перспектив, которые выражаются в накопленных благах и возможностях получения текущего дохода. Статус, в противоположность классу, связан, по М. Веберу, не с рыночной активностью, а с социальным престижем, и, соответственно, статусные позиции распределяются согласно традициям, правилам, нормам, предписаниям и т. д. Таким образом, социальная стратификация, основанная на статусе и связанных с ним социальных барьерах, может считаться преобладающей особенностью традиционных обществ.
Таким образом, согласно М. Веберу, социальное положение и жизненные перспективы в рыночном обществе зависят, прежде всего, от экономической активности индивидов, а в традиционном - от традиций, правил, норм, предписаний.
Следовательно, экономическая активность среднего класса является в какой-то мере критерием эффективности перехода к рыночной экономике. Чем больше будет зависеть положение, занимаемое в обществе, от личностных характеристик индивида (уровня образования, профессионально-квалификационного статуса), тем вернее мы приближаемся к уровню развития современных обществ рыночного типа.
Современный этап изучения среднего класса в гуманитарных науках, в том числе и экономической теории, характеризуется обобщением возможных методологий исследования его экономического поведения, а также типологических характеристик.
Методологические подходы изучения среднего класса условно разделяют на две группы: нормативистский подход и релятивистский. Как указывает Н. Е. Тихонова, «существовало два подхода к этой проблеме. Один, в соответствии с западной традицией, рассматривал средний класс через систему определенных имущественных стандартов, и тогда оценка его составляла примерно 15 % всего населения, даже при расширительной трактовке не поднимаясь выше 30 %. Второй отражал, скорее, настроение самого населения, считавшего, что средний класс - это жить как все. Тогда численность его колебалась около 60 %»
Рассмотрим нормативистский подход. Его суть в том, что для всех обществ создается некая универсальная, или идеально-типическая, модель среднего класса, сформированная по образцу развитого западного общества, которую ученые прикладывают к любому другому обществу и оценивают его параметры. В рамках этого подхода используют два вида характеристик среднего класса: количественные и профессиональные.
Количественные характеристики представляют собой набор показателей, по которым определяют принадлежность к средним слоям общества. На основании полученных данных можно говорить о численности среднего класса, который по своим характеристикам близок к среднему классу западных стран. Единства в определении критериев среднего класса в мировой исследовательской практике не существует.
По мнению Л. А. Беляевой, для выявления среднего класса как в российском, так и в западном обществе должен применяться один и тот же набор показателей: уровень благосостояния, определяющий качество жизни; возможность использовать высокотехнологичные предметы быта и услуги; уровень образования и культуры, позволяющий выполнять высококвалифицированную работу или руководить предприятием, организацией; экономический тип поведения, ориентированный на рыночную форму хозяйствования в сочетании со стремлением к самостоятельности и независимости, наращиванием капитала и инвестиционной активностью; социально-психологические установки на семейное благополучие, индивидуальное развитие и совершенствование; политические ориентации, определяемые в целом демократическими принципами, законопослушностью и требованиями к государству защищать законы и права человека; престиж трудовой деятельности, престиж образа жизни, престиж круга общения[71].
В случае использования профессиональных характеристик исследователи выявляют профессиональные слои, составляющие средний класс в развитом рыночном обществе, и затем пытаются отыскать те же самые или похожие слои в сравниваемом обществе. На основе такого сравнения можно сделать выводы о том, насколько отличается уровень благосостояния, экономический тип поведения, политические ориентации и другие количественные показатели российского среднего класса от западного аналога.
В США на сегодняшний момент к среднему классу относят научных и инженерно-технических работников, управленческий, административный персонал, не занимающий высокие посты, работающую по найму интеллигенцию, городских и сельских мелких собственников, в том числе большую часть крестьянства и фермерства, рабочих высокой квалификации, работников сферы обслуживания и др. В России же твердо принадлежат к среднему классу, пожалуй, лишь управленцы, предприниматели и самозанятые.
Итак, мы кратко рассмотрели нормативистский подход в методологии исследования среднего класса. Если следовать ему, то на протяжении 25 веков никакого среднего класса не было, а он появился только в XX в., т. е. после перехода западных стран к постиндустриальному обществу. Подобная точка зрения имеет твердые теоретические основания, поскольку, действительно, многочисленный средний класс характеризует не до - или индустриальное, а именно постиндустриальное общество. Следовательно, среднего класса как социального явления, а не понятия, не было ни в античности, ни в Средние века. Однако о роли среднего класса рассуждали и на нем строили свою теорию стратификации Платон и Аристотель. Так был или нет средний класс в античную эпоху? На данный вопрос отвечает релятивистский подход.
Суть релятивистского подхода заключается в том, что для каждого типа общества - рыночного и нерыночного, а также для каждой исторической эпохи и отдельно для каждой страны создается специфическая модель среднего класса. Для ее установления надо исходить не из количественных или профессиональных характеристик среднего класса, а из самой сущности и роли этого класса в любом обществе. Таким образом, за основу берутся качественные характеристики, прежде всего характер и содержание труда, образ жизни, стабилизационная роль среднего класса в динамике любого общества.
Независимо от того, какие профессии и экономические слои общества входят в средний класс, всем им должны быть присущи следующие необходимые (хотя и не всегда достаточные) критерии:
• собственность - несобственность: средний класс в значительной мере составляют наемные работники или «полусобственники», куда причисляют самонанятых;
• характер труда, соотношение умственных и физических нагрузок;
• профессиональная принадлежность: врачи, юристы, ученые, водители, сантехники, фермеры, инженеры.
Средний класс получает достаточные доходы для того, чтобы вести приличествующий для данного общества образ жизни; иными словами, к нему относят не столько тех, кто много зарабатывает, сколько тех, кто разумно тратит заработанное, и прежде всего на культурные потребности.
Важный критерий - именно самоидентификация, субъективное отнесение себя к среднему классу, социальное отнесение себя к тем, кто ведет достойный образ жизни, даже при весьма скромных доходах[72].
Кроме того, средний класс - это обязательно те слои, которые по уровню дохода находятся в середине стратификационной шкалы. Представители среднего класса - это те, кто способен улучшить свое материальное положение только благодаря существующему строю. Средний класс никогда не выступает против существующего строя.
Нормативистский и релятивистский подходы являются не антагонистическими, а взаимодополняющими. Ими можно пользоваться попеременно, решая разные научные задачи. Так, нормативистский подход можно использовать там, где необходимо показать, насколько страна отклоняется от общего эталона, или проанализировать законы рыночного общества и выяснить общие закономерности модернизации. Используя релятивистский подход, мы можем описать отличительные, специфические черты среднего класса. Также возможно применение двух методологий одновременно.
В зарубежной и отечественной социологии принято различать два метода исследования классов - объективный и субъективный. Объективный подход основан на критериях, независимых от мнения индивида. Субъективный основан на принципе самоидентификации, т. е. самозачислении индивида в тот или иной класс.
Объективный подход обычно использует два критерия: характер деятельности и величину доходов. Наряду с ними учитываются и другие критерии, тесно связанные с ними: образовательный, квалификационный, должностной уровни, особенности ценностных ориентаций и трудовых мотиваций, качество жизни и стандарты потребления. Назовем некоторые инструменты объективного измерения классовой позиции:
• индекс статусных характеристик Л. Уорнера, который основан на сочетании социологического опроса членов сообщества с анализом объективных характеристик (вид занятий, источник дохода, тип жилища и место жительства);
• индекс социальной позиции А. Холлингшида, где используются вид занятий, образование и место жительства;
• государственная перепись занятий, подразделяющая взрослое население на шесть классов (от А до Е) с учетом профессии и статуса занятости;
• стандарт классификации занятий, включающей 9 профессиональных классов и др;
• общепринятые критерии выделения среднего класса, к которым относятся: душевой доход, социальный статус, стандарты потребления, образование и др.
Субъективный подход основывается на принятом в международных сравнительных исследованиях тесте интегральной самооценки положения индивида в обществе по десятибалльной шкале, в котором «1» обозначает самозачисление на высшую статусную позицию в обществе, а «10» - на низшую статусную позицию.
Учитывая устоявшуюся методологию и методы исследования среднего класса, мы переходим к решению следующей задачи, а именно моделированию атрибутивных характеристик среднего класса в систему факторов устойчивого развития.
В современной экономической теории понятие «средний класс» зачастую соотносится с уровнем развития общества. Мы сталкиваемся с аксиоматическими суждениями типа «От уровня развития конкретной страны зависит численность, структура и положение среднего класса. »; «Развитие гражданского общества и формирование среднего класса - почти синонимы»[73]. Так, Е. Авраамова в своей работе пишет: «Большой удельный вес среднего класса в системе социальной стратификации является одним из существенных признаков общества, определяемого как “развитое”, “цивилизованное”» .
Мы ставим перед собой задачу показать эти зависимости через систему показателей и факторов, определяющих экономическое развитие общества, и критерии выделения среднего класса, его функции, целевые ориентиры.
В первую очередь рассмотрим, как соотносятся количественные и качественные характеристики среднего класса с базовыми целями развития общества. Так, многие ученые рассматривают в качестве концептуальной основы понятия «развитие» три важнейших компонента: обеспечение элементарных условий существования, самоуважение и сво - боду[74]. К достижению этих общих целей стремятся как отдельные люди, так и общества. Следовательно, удовлетворение фундаментальных потребностей человека является главной задачей развития экономики. Рассмотрим их более подробно.
Экономическое развитие представляет собой необходимое условие для улучшения качества жизни. С подобных позиций численность среднего класса как раз и является наиболее содержательным показателем способности страны обеспечить основные потребности населения. Во-первых, представители классического (западного) среднего класса характеризуются таким доходом, в котором не более 16-25 % отводится на питание. Следовательно, остается еще значительная часть ресурсов, которую они могут потратить на образование, здоровье, отдых, развлечения и т. д. Во-вторых, большой удельный вес среднего класса в системе общественной стратификации позволяет сгладить проблему неравенства населения. В-третьих, представителями среднего класса являются как самозанятые, которые могут обеспечить себя работой сами в силу своих профессиональных качеств, так и предприниматели, которые создают дополнительные рабочие места, что в совокупности приводит к уменьшению безработицы.
Второй компонент нормальной жизни - самоуважение, чувство своей востребованности, а также уверенность, что ты не служишь орудием удовлетворения чуждых тебе интересов. Все народы и общества стремятся к поиску фундаментальных форм самоуважения. Они могут выражаться чувствами аутентичности, идентичности, достоинства, уважения, чести и признания[75]. Характер и форма проявления самоуважения меняются от общества к обществу, от одной цивилизации к другой. На сегодняшний день главной ценностью, позволяющей чувствовать себя уважаемым и достойным гражданином, является материальное благополучие. Так, например, в России широкие массы населения обладают образовательным и профессиональным потенциалом, и тем не менее их доход остается на уровне беднейших слоев общества. Такое положение зачастую не дает им чувства уверенности в своем будущем. Они не получают адекватную оценку своему интеллектуальному и профессиональному уровню, что, конечно, не прибавляет уважение ни в глазах самого общества, ни в своих собственных глазах. По некоторым оценкам нереализованная часть среднего класса составляет около 60 % - это так называемый «старый средний», или «базовый», класс, который пока еще не смог адаптироваться к рыночным условиям.
Третьей фундаментальной характеристикой развития является свобода личности. В данном контексте свобода означает способность противостоять враждебным воздействиям материальных и социальных условий окружения, таким как природные катаклизмы, невежество, влияние других людей, бедствия, общественные институты и догматические воздействия[76]. Свобода включает возможность выбора развития общества. М. П. Тодаро, подчеркивая связь между экономическим ростом и свободой от подчинения, пишет, что «преимущество экономического роста состоит не в том, что оно делает людей более счастливыми, а в том, что расширяет их возможности выбора»[77]. Богатство усиливает контроль над природой и материальными условиями жизни (например, в результате большего производства продовольствия, одежды, строительства жилья). Оно увеличивает свободное время, позволяет использовать больше товаров и услуг или вообще отрицать приоритетность материальных нужд и посвятить свои усилия духовному совершенствованию. Концепция свободы личности включает в себя (но не исчерпывается ими) такие компоненты политической свободы, как личная безопасность, господство закона, свобода слова, участие в политической жизни общества, равенство возможностей. Для оценки свободы человека важны не столько количественные данные о среднем классе, сколько его качественные характеристики. Например, это могут быть:
• удовлетворенность своим положением (статусной позицией);
• убеждение в том, что все в твоих руках и твоя судьба зависит только от тебя;
• наличие определенного страховочного капитала, который бы помог справиться с различными внешними и внутренними агрессорами;
• политическая активность.
Итак, мы видим, что большой удельный вес среднего класса в структуре общества является одним из главных показателей уровня развития страны. Анализ же качественных характеристик среднего класса показывает, насколько это экономическое развитие соответствует своим концептуальным основам (обеспечение элементарных условий существования, самоуважения и свободы).
Далее нам необходимо рассмотреть средний класс в системе факторов экономического развития. К ним относятся, прежде всего, научно-технический прогресс (НТП), производительность труда и предпринимательские способности экономических субъектов. Как нам уже известно, средний класс составляют те, кто владеет небольшой собственностью (мелкий и средний бизнес), и те, кто не имеет никакой собственности, но обладает высокой квалификацией и возможностью получать высокие оклады. Таким образом, это именно тот класс, который в наибольшей степени отличается предпринимательской активностью и высоким квалификационным уровнем, определяющим производительность труда. Что же касается НТП, то в мире насчитываются миллионы предпринимателей, чья деятельность способствует экономическому прогрессу. Как считают специалисты, предпринимательство - не профессия, а образ и стиль жизни. Недаром Шумпетер рассматривал его как особый экономический фактор, дополняющий три общепризнанных фактора, - капитал, труд и землю. Он доказывал, что предпринимательство выполняет двойственную функцию: во-первых, оно объединяет ресурсы в новые уникальные новаторские комбинации, во-вторых, это движущая сила социальных перемен, производимых на основе специальных знаний, интуиции, предприимчивости[78].
Благоприятный климат для инновационного процесса создают гибкость и самостоятельность малых и средних предприятий. Высокая доля МСП в экономике означает, что в предпринимательство вовлекаются широкие слои населения, следовательно, и имущественные состояния распределяются среди большего числа граждан. При этом не только доходы распределяются более равномерно, населением усваиваются определенные ценностные установки, важные для стабилизации рыночных институтов: сознание ответственности, готовность к риску, способность принимать самостоятельные решения, правовое мышление и т. д.
МСП - важная составляющая среднего класса, который служит опорой демократии и правового государства, поэтому МСП имеют очень большое значение именно в странах с переходной экономикой; впрочем, опыт многих стран показывает, что малый бизнес органично вписывается в структуру развитой рыночной экономики, служит необходимым условием ее существования и развития.
Итак, функции, которые осуществляет средний класс, его экономический и социальный потенциал играют не последнюю роль на пути к устойчивому экономическому развитию.
Экономическая теория, адаптируя социологические концепции среднего класса к своему исследовательскому полю, обозначает собственные аспекты среднего класса. Например, появляется определение среднего класса как совокупности представителей таких экономических субъектов, как домашние хозяйства, фирмы и государства. Подобное толкование обладает большим эвристическим потенциалом. В частности, появляется возможность агрегированные единицы рассматривать через индивидов, которые, выполняя функции экономических субъектов, остаются во власти своих собственных индивидуальных возможностей и потребностей. В этом случае актуализируется противоречивость и сложность экономических отношений, реализуемых внутри экономической системы. В качестве понятий-«ключей», позволяющих анализировать эти отношения, могут выступать понятия «экономический интерес» и «экономическая активность».
Экономический интерес трактуется в экономической теории как система стимулов экономической деятельности субъектов, включающая в себя денежные, материально-вещественные средства удовлетворения потребностей и другие средства, в частности условия безопасности экономической деятельности, связанные с правовой защищенностью, условия свободы принятия экономического решения и пр.
Экономические интересы среднего класса представляют собою сложную структуру, соотносимую с функциями, которые выполняет средний класс.
Экономическая активность связана с условиями реализации экономических интересов субъектов экономической деятельности. Данное понятие позволяет выйти на качественный аспект исследования среднего класса как экономического субъекта, определить, стал ли он силой, влияющей на функционирование экономической системы, с какими силами он сталкивается, стремясь реализовать свои экономические интересы и свои экономические функции стабилизатора социально-экономических процессов.
Контент-анализ экономических текстов позволяет выделить основные смыслы данного понятия. В широком смысле экономическая активность обозначает включение в любые виды экономической деятельности (трудовая, сберегательная или инвестиционная и прочая деятельность).
Однако наиболее часто встречаемое толкование экономической активности связано с некой инициативой, предприимчивостью, способностью взять на себя ответственность за принятие экономического решения, за риски, которые это решение сопровождают.
В некоторых текстах данное понятие по смысловому значению суживается до понятия адаптивности, способности экономического субъекта реагировать на изменяющуюся экономическую действительность.
Все выделенные смыслы позволяют анализировать экономическое поведение среднего класса.
Наиболее характерными видами экономической деятельности среднего класса являются трудовая, налоговая, сберегательная, инвестиционная деятельность.
Средний класс, включающий в себя наемных работников или представителей малого и среднего бизнеса (самозанятых), всегда на рынке труда. Они заинтересованы в наличии рабочих мест. Для них это жизненно необходимая экономическая ситуация. Более того, экономические интересы среднего класса предполагают работу на нескольких рабочих местах, готовность на совместительство, на увеличение рабочего времени в целях получения необходимого дохода.
Ориентация на стабильность окружающей социально-экономической среды в целях собственной безопасности, а также безопасности для своей семьи, заставляют представителей среднего класса быть ответственными налогоплательщиками. Они готовы поделиться своими доходами в соответствии с законом.
Для представителей среднего класса характерны и деятельность по сбережению части дохода, отсроченные платежи, определенная мера в расходах на удовлетворение потребностей, так как их потребности достаточно затратны, поскольку связаны с получением образования, услуг здравоохранения, наконец, услуг по организации отдыха.
В силу достаточного дохода средний класс активен на потребительском рынке, в частности на рынке услуг, рынке товаров длительного пользования, порой - престижных товаров.
Инвестиционная деятельность среднего класса - это вид деятельности, который обусловлен достаточно стабильным доходом, связанным с наличием высокой заработной платы, наличием недвижимости, наличием своего бизнеса.
Экономическая активность носит различный характер. Она может быть адаптивной, т. е. основанной на имеющемся опыте, позволяющем сохранять стабильность в изменяющейся экономической действительности. Порой подобная экономическая активность сравнивается с «выживаемостью» как свойством на основе полученного опыта выстраивать свое жизненное пространство в целях самосохранения.
Более перспективный характер экономической активности обусловлен рациональностью, т. е. способностью выстраивать экономическое поведение в соответствии с прогнозами на ближнюю и долгосрочную перспективу. Это так называемая рациональная экономическая активность.
Наиболее рискованный, но при этом и позволяющий получать сверхдоход инновационный характер экономической активности связан с созданием или освоением новых, ранее не практикуемых видов деятельности.
Экономическая активность среднего класса коррелирует, безусловно, с уровнем доходов, с уровнем налогового бремени, стабильностью на рынках. И формы, и характер экономической активности определяются экономическим поведением фирм и государства, чьи экономические интересы могут не совпадать, а зачастую вступать в противоречие с экономическими интересами среднего класса.
Подводя итоги, мы отмечаем следующее:
1) Средний класс общества характеризуется рациональным поведением, высоким уровнем профессионализма, а также выполняет функцию стабилизатора общественной жизни страны.
2) Классовые различия связаны с рыночной активностью и формируются как результат деятельности рынка, а статусные различия выступают преобладающей особенностью традиционных обществ. Таким образом, экономическая активность среднего класса, реализация им стратегий успешной экономической деятельности в трансформируемом обществе являются главным шагом на пути к устойчивому экономическому развитию.
3) Методологические подходы к изучению среднего класса условно разделяют на нормативистский и релятивистский. Нормативист - ский подход используют там, где необходимо показать, насколько страна отклоняется от общего эталона, или проанализировать законы рыночного общества и выяснить общие закономерности модернизации. Релятивистский подход позволяет описать отличительные, специфические черты среднего класса. Также возможно применение двух методологий одновременно.
4) В зарубежной и отечественной социологии принято различать два метода исследования классов - объективный и субъективный. Объективный подход основан на критериях, независимых от мнения индивида, субъективный - на принципе самоидентификации, т. е. са - мозачислении индивида в тот или иной класс.
5) Анализ концептуальных основ развития показал, что атрибутивные характеристики среднего класса являются показателями реализации этих основ в обществе.
6) Проведя аналогию между средним классом и факторами экономического развития, мы обнаружили явную взаимосвязь. Во-первых, такой фактор интенсивного экономического роста, как производительность труда, напрямую связан с одной из базовых характеристик среднего класса - высоким профессионально-квалификационным статусом. Во-вторых, в составе среднего класса выделяют мелкий и средний бизнес, который как раз и олицетворяет предпринимательство как особый фактор экономического роста. В-третьих, деятельность все тех же предпринимателей способствует экономическому прогрессу, который также является фактором экономического роста.