ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА, МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И СРЕДНЕГО КЛАССА
Состояние малого и среднего бизнеса в России
Странах с рыночной экономикой малый и средний бизнес существует наряду с промышленными гигантами. «Лицом» малого бизнеса всегда были маленькие лавочки. В период промышленной революции и внедрения научно-технического прогресса объективной тенденцией являлось укрупнение производства. Роль малого бизнеса стала усиливаться в 70-е гг. XX в.
В Италии и Франции ускорение развития малого бизнеса пришлось на период кризиса 1970-х гг. В этот же период активизировалось развитие малого предпринимательства в США - «в 60-е гг. ежегодно создавалось 95-100 тыс. новых предприятий, в 70-е - 250-300 тыс., в 80-90-е - 600-700 тыс.» . Бурное развитие малого бизнеса в Великобритании происходило в 1980-е гг.: «... ежегодно создавались 40-60 тыс. новых предприятий»; причинами такого развития стали «структурная перестройка производства и бурное развитие экономики, базирующейся на знаниях»[58]. В Германии идея развития малого бизнеса имела другие корни, восходящие к принципам ордолиберализма: «...успешная политика содействия должна строиться не на принципе деконцентрации и стимулирования роста числа хозяйствующих субъектов, а на предотвращении сговоров и ценовых соглашений крупных взаимозависимых предприятий» .
В Японии количество малых предприятий выросло с 1950 по 1970 г. на 65 %. По мнению Бок Зи Коу, «этому способствовали, во-первых, высокие темпы экономического роста страны, во-вторых, благоприятный инвестиционный климат, в-третьих, внедрение новых техники и технологий, в-четвертых, рост заработной платы, в-пятых, углубление специализации и кооперирования и т. д.»[59].
Авторы книги «Предпринимательство в конце XX в.» указывают три основные группы факторов роста предпринимательства в 1970-80-х гг.[60]:
• экономические факторы (рост платежеспособного спроса, его дифференциация, повышение эффективности малосерийного и индивидуализированного производства, формирование и быстрый рост рынка венчурного капитала, изменение структуры хозяйства);
• социальные факторы (изменение демографической ситуации, стиля жизни и ценностных установок различных социальных групп в сторону самореализации и личной свободы, повышение уровня образования и профессиональной подготовки рабочей силы, рост неудовлетворенности социально-психологическими условиями труда в крупных иерархически организованных корпорациях);
• технологические факторы (усиление технологической конкуренции, тесная взаимосвязь коммерческого успеха и своевременного внедрения технологических инноваций, стремительный прогресс техники и расширение диапазона возможностей ее применения).
И. Н. Герчикова выделяет технологические и организационноэкономические факторы развития малого предпринимательства[61]:
• рост научно-технического прогресса и образование венчурных (рисковых) компаний, основанных на новаторских изобретениях;
• создание многих высокопроизводительных машин и оборудования, которые ориентированы на индивидуальное использование и выпуск продукции малыми партиями;
• ориентация малых и средних фирм на поставку частей, узлов и деталей для крупных компаний на основе контрактных и субподрядных отношений.
Таким образом, развитие малого предпринимательства связано в первую очередь с усилением социальной и политической функции малых предприятий.
В экономике современных промышленно развитых стран малый бизнес играет едва ли не решающую роль. Более 90 % малых компаний в Евросоюзе, США, Китае, Индии и Бразилии - это мелкие предприятия с численностью не более 5 чел. В ЕС 87 % действующих предприятий, а это более 21 млн фирм, - малые компании. Численность занятых в малом бизнесе во Франции составляет 54 % трудоспособного населения, в Италии - 73 %, а в США - 70 % . Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по уровню развития малого предпринимательства; несмотря на изменение критериев оценки малого предпринимательства и выделение среднего предпринимательства, численность работников, занятых в секторе МСП, составляет около 24 %.
Малое предпринимательство известно в России с давних пор. Вначале оно существовало в торговой форме, в виде промыслов. Широкое развитие предпринимательства приходится на годы правления Петра I (1689-1725) и вторую половину XIX в. К предпринимателям, прежде всего, относилось купечество - городское торгово-промышленное сословие, законодательно оформленное в 1775 г. Период, последовавший за революцией 1917 г. (исключая годы НЭПа), свел на нет этот способ хозяйствования.
Начало возрождения малого предпринимательства в России ряд авторов относят к 1987 г. Импульсом возрождению послужило принятие Законов СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О кооперации», «О государственном предприятии» и Положения об организации деятельности малых предприятий (1988). В 1990 г. последовали Закон СССР «О предприятии в СССР» и постановление Совета министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Именно они способствовали развитию небольших предприятий на основе хозрасчета и арендных отношений[62].
Дальнейшее развитие малого предпринимательства (1990 -1995) происходило в период становления нормативно-правовой базы, организации системы мониторинга, в том числе и статистического (в данный период дважды менялись нормативно-правовая база и основы статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий). С 1991 по 1995 г. количество малых предприятий выросло с 268 тыс. до 897 тыс., а самое большое количество малых предприятий приходится на 1994 г.
С 1996 по 2001 гг. наблюдались нестабильные темпы прироста числа малых предприятий (рис. 5). Девальвация 1998 г. имела результатом оживление в данном секторе экономики; наблюдались положительные темпы роста.
Рис. 5. Темпы изменения числа малых предприятий в РФ. 1997-2007 гг. |
2 |
|
|
|
|
В 2000 -2001 гг. в динамике развития малых предприятий вновь проявились негативные тенденции: снижение числа малых предприятий (на 1,3 %), снижение темпов роста объема произведенной продукции, что связано, скорее всего, с изменением институциональной среды функционирования малых предприятий - налогообложением, изменениями в правовом регулировании и т. д.
Следующий этап развития малого предпринимательства (20022007) характеризуется увеличением - с 2001 г. число малых предприятий (на 255 тыс.), что обусловлено не только конъюнктурным ростом российской экономики, но и реакцией государства на негативные тенденции развития малого предпринимательства, в частности изменением налогового законодательства, реализацией новых проектов развития инновационного бизнеса в России.
Особенности современного этапа развития малого предпринимательства (2008 -?) обусловлены не только кризисом, охватившим все сферы экономики, но и изменением количественных критериев данного сектора. Как уже отмечалось выше, был фактически сформирован сектор малого и среднего предпринимательства, в частности выделены средние предприятия и микробизнес. Основные показатели развития МСП за 2008 -2009 гг. в России представлены в табл. 2.
По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 июля 2010 г. в Российской Федерации осуществляли деятельность 5 650 313 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 1 374 661 микропредприятие, 219 607 малых компаний, 18 260 средних компаний.
Рост численности данного сектора в среднем на 20 % сопровождался сокращением занятости, оборота и инвестиций, что связано с необходимостью сокращения издержек, обеспечения выживаемости бизнеса в период кризиса.
Неравномерное развитие малого предпринимательства в постсоветской России привело к различиям в периодизации данного процесса. А. Виленский выделяет четыре этапа развития малого предпринимательства; в качестве критерия периодизации выступает качественное содержание этапов - цели и мотивы экономических агентов, политика государства и др. В. Я. Горфинкель обозначает в качестве критерия периодизации изменение нормативно-правовой базы малого предпринимательства[63]. Два этапа в развитии малого предпринимательства выделяет В. А. Рубе, исходя «из изменения численности са
Мих малых предприятий»[64]. В Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации в качестве критерия периодизации принято отношение государства к развитию предпринимательства.
Таблица 2 Основные показатели развития МСП в России, 2008-2009 гг.
|
Примечание. См.: Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010. 172 с. |
На наш взгляд, влияние внешних факторов - рыночной конъюнктуры, нормативно-правовой базы, государственного регулирования, конкуренции и др. - является существенным для развития малого бизнеса, поэтому использование в качестве критерия периодизации социально-экономических факторов представляется нам наиболее
Адекватным. Мы предлагаем выделить следующие этапы развития малого предпринимательства в современный период:
1) первый этап (1987-1994) - рост количества малых предприятий, связанный с перестройкой хозяйственных отношений в стране, и активная государственная поддержка в плане создания нормативноправовой базы и инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства;
2) второй этап (1995-2001) - определение роли и места малого бизнеса в сырьевой модели российской экономики на основе остаточного принципа (со стороны государства). Данный этап включает ряд подэтапов:
• 1995-1996 гг. - снижение количества малых предприятий в условиях окончательного оформления нормативно-правовой базы на общем фоне экономической и политической стабилизации и либерализации;
• 1997-1998 гг. - небольшой рост количества малых предприятий и сокращение государственной поддержки в условиях сложившейся системы взаимодействия бизнеса и государства;
• 1999-2001 гг. - снижение количества малых предприятий в условиях смены политического руководства страны, изменения системы налогообложения малого предпринимательства;
3) третий этап (2002-2007) - рост количества малых предприятий в условиях экономической и политической стабилизации, пересмотра отношения государства к малому предпринимательству;
4) четвертый этап (2008 - ?) - увеличение количества малых предприятий в условиях кризиса, обусловленное государственной политикой занятости (стимулирование самозанятости) и активизацией государственной поддержки МСП - как организационной, так и финансовой.
Рассмотрев этапы развития малого предпринимательства, перейдем к характеристике его региональной и отраслевой структуры.
Многие исследователи[65] отмечают региональную дифференциацию развития МСП. Однако в условиях смены критериев МСП затруднен анализ данного сектора.
Согласно статистическим данным о развитии малого и среднего предпринимательства безусловными лидерами по величине сектора
МСП (количество предприятий и число занятых) являются Центральный и Приволжский федеральные округа (табл. 3). Низкий уровень развития МСП наблюдается в Уральском и Дальневосточном федеральных округах.
Таблица 3 Динамика развития МСП по федеральным округам в 2008-2009 гг.
|
Примечание. Составлено на основе данных Федеральной службы государственной статистики РФ. Базы данных - в свободном доступе (URL:Http://www. gks. ru/). |
Динамика средней численности работников в секторе МСП по федеральным округам в 2008-2009 гг. |
Анализ динамики средней численности работников в секторе МСП (табл. 4) показал не только дифференциацию регионов по дан
ному показателю, но и реакцию самого сектора на кризис: наиболее чувствительными оказались средние предприятия (во всех регионах за исключением Южного федерального округа сократилась занятость в данном секторе), а наиболее гибкими - микропредприятия (в целом занятость выросла). Такие процессы обусловлены определенной внутренней политикой средних предприятий, направленной на сокращение издержек, ростом занятости и самозанятости в результате активизации государственной политики в этой сфере.
Территория |
Удельный вес средней численности работников в общем числе занятых в МСП в РФ, % |
Темпы прироста средней численности работников в секторе МСП, % |
|||||||
2008 г. |
2009 г. |
||||||||
Средние Предприятия |
Малые Предпри Ятия |
Средние Предприятия |
Малые Предпри Ятия |
Средние Предприятия |
Малые Предпри Ятия |
||||
Всего |
Е- Сея “ И % |
Всего |
Е- Сея И % |
Всего |
В том числе микропредприятия |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего по Российской Федерации |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
-9,1 |
-1,9 |
7,1 |
Центральный Федеральный Округ |
27,4 |
34,4 |
44,8 |
28,7 |
33,7 |
39,5 |
-4,7 |
- 4,0 |
-5,7 |
Г. Москва |
7,4 |
17,8 |
33,3 |
6,8 |
15,5 |
26,5 |
-16,8 |
-14,8 |
-14,9 |
Северо-Западный федеральный округ |
11,1 |
12,0 |
10,3 |
10,5 |
12,1 |
12,5 |
-14,0 |
-0,6 |
29,3 |
Г. Санкт-Петербург |
4,5 |
6,1 |
5,0 |
4,1 |
6,3 |
6,6 |
-18,1 |
1,7 |
40,1 |
Южный федеральный округ |
10,5 |
11,4 |
7,5 |
11,9 |
10,9 |
8,6 |
3,8 |
- 6,1 |
22,4 |
Таблица 4 |
Окончание табл. 4
|
Примечание. Составлено на основе данных Федеральной службы государственной статистики РФ. Базы данных - в свободном доступе (Http://www. gks. ru/). |
Региональные различия в развитии малого бизнеса являются следствием разницы в региональных условиях формирования малого бизнеса и системы его государственной поддержки. Следует отметить, что в структуре управления федеральными округами нет ответственных за развитие данного сектора экономики, в то время как особенности малого предпринимательства (высокая смертность, недостаток финансовых ресурсов и др.) требуют специфических мер государственного воздействия.
Кроме того, каждый регион формирует систему государственной поддержки малого предпринимательства исходя из представлений региональных чиновников, а значит данная система не является полной и не всегда может обеспечить необходимый уровень поддержки малому бизнесу.
В каждом федеральном округе есть субъекты РФ - лидеры в развитии малого и среднего бизнеса. Поскольку федеральные округа не определяют политику развития малого бизнеса, то анализ развития МСП и института государственной поддержки необходимо проводить по субъектам РФ. В этой связи были выделены 15 субъектов РФ, являющихся лидерами по уровню развития малого и среднего бизнеса. Краткие итоги анализа представлены в табл. 5.
Таблица 5 Развитие малых предприятий в некоторых субъектах РФ в 2005-2007 гг.
|
Примечание. Рассчитано на основе данных Федеральной службы государственной статистики РФ. Базы данных - в свободном доступе (Http://www. gks. ru). |
Темпы роста данного сектора довольно высоки в этих регионах, при этом также наблюдается неравномерность в его развитии. Так, наибольшие темпы роста показали: по средним предприятиям - Самарская область (47,7 %), Приморский край (27 %), Новосибирская область (25 %), по малому и микробизнесу - Тюменская область (68 %), Республика Татарстан (63,9 %), Свердловская область (63 %). Сокращение сектора МСП наблюдалось в Нижегородской области, не только по численности, но и по занятости. Аналогичная ситуация отмечается в Москве. Остальные регионы показали противоречивую динамику.
На основе анализа данных обозначим некоторые важные для исследования аспекты. Во-первых, развитие малого бизнеса напрямую связано с географическим положением, демографическими факторами и социально-экономическим развитием региона и неравномерно по территории страны: в восточных регионах малый бизнес развит слабее.
Во-вторых, в регионах с преобладанием добывающих производств в силу большего развития крупного бизнеса, ограниченности ресурсов и высоких издержек малого производства менее развит малый бизнес (Свердловская и Челябинская области).
В-третьих, несмотря на достаточную относительную стабильность доли малых предприятий по регионам темпы прироста его неравномерны.
Анализ отраслевой структуры малого предпринимательства (табл. 6) показал, что основная доля МСП сосредоточена в следующих секторах экономики:
1) оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;
2) операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;
3) строительство.
Наиболее привлекательной для малых форм хозяйствования является сфера оптовой и розничной торговли. В целом по сектору МСП 40,9 % предприятий работают в данной сфере.
Отрасль |
Удельный вес средней численности работников в общем числе занятых на МСП в РФ, % |
Темпы прироста средней численности работников в секторе МСП, % |
|||||||
2008 г. |
2009 г. |
||||||||
Средние Предприятия |
Малые Предпри Ятия |
Средние Предприятия |
Малые Предпри Ятия |
Средние Предприятия |
Малые Предприятия |
||||
Всего |
В том числе микропредприятия |
Всего |
(и 1 Лд Се £ 0^0 Тки И § |
Всего |
В том числе микропредприятия |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
9,7 |
18,9 |
29,1 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
25,5 |
2,6 |
1,8 |
22,1 |
3,4 |
3,0 |
- 5,0 |
56,1 |
117,8 |
Рыболовство, рыбоводство |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
0,0 |
14,9 |
31,7 |
Добыча полезных ископаемых |
1,4 |
0,4 |
0,4 |
1,5 |
0,4 |
0,3 |
16,8 |
10,5 |
17,6 |
Обрабатывающие Производства |
23,7 |
10,7 |
9,6 |
23,7 |
10,3 |
9,4 |
9,6 |
14,4 |
26,3 |
Производство и распределение электр оэнергии, газа и воды |
2,0 |
0,5 |
0,4 |
2,1 |
0,6 |
0,5 |
15,1 |
32,4 |
45,8 |
Строительство |
12,8 |
11,9 |
11,5 |
12,5 |
12,1 |
11,7 |
7,5 |
20,9 |
31,7 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
16,7 |
42,4 |
45,8 |
20,0 |
41,1 |
42,8 |
31,9 |
15,1 |
20,5 |
Гостиницы и рестораны |
1,7 |
2,5 |
2,4 |
1,5 |
2,6 |
2,5 |
- 6,1 |
23,0 |
32,9 |
Транспорт и связь |
4,8 |
5,4 |
5,3 |
5,0 |
5,9 |
5,9 |
15,1 |
27,9 |
43,7 |
Таблица 6 |
Изменение отраслевой структуры малого предпринимательства РФ В 2008-2009 гг. |
Окончание табл. 6
|
Примечание. Рассчитано на основе данных Федеральной службы государственной статистики РФ. Базы данных - в свободном доступе (Http://www. gks. ru). |
Данная отрасль занимает первое место по вкладу в формирование показателей оборота малых и средних предприятий (12597 млрд р., из них оборот средних предприятий - 1307 млрд р. (43,1 %), малых предприятий - 11290,07 млрд р. (66,9 %), микропредприятий - 6062,5 млрд р. (75,1 %) общей величины оборота по каждой подгруппе), численности занятых (3507,4 тыс. чел., из них работают на средних предприятиях - 273,5 тыс. чел. (13,8 %), на малых - 1424,4 тыс. чел. (31 %), на мик - ро - 1809,5 тыс. чел. (40 %) общей численности занятых по каждой подгруппе) и числа малых предприятий (448,8 тыс. или 45,8 %) (рис. 6).
Общую тенденцию развития данной отрасли (торговля) можно охарактеризовать как положительную. В течение десяти лет в секторе МСП данный вид экономической деятельности является наиболее привлекательным, что обусловлено сравнительно низкими издержками, высокой оборачиваемостью капитала, улучшившимся именно в данной сфере государственным регулированием.
Следующими по распространенности среди субъектов малого и среднего предпринимательства являются операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 17,9 % предприятий.
Согласно опубликованным данным 16,5 % занятых и 14 % общего оборота МСП приходится на данную сферу.
12 Рис. 6. Оборот малых и средних предприятий по видам экономической деятельности в РФ в 2009 г., %*: 1 - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (2,3); 2 - рыболовство, рыбоводство (0,3); 3 - добыча полезных ископаемых (0,6); 4 - обрабатывающие производства (10,7); 5 - производство и распределение электроэнергии, газа и воды (0,7); 6 - строительство (9,4); 7 - оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (63,3); 8 - гостиницы и рестораны (1,2); 9 - транспорт и связь (3,1); 10 - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (7,3); 11 - образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг (0,4); 12 - предоставление прочих (коммунальных, социальных и персональных) услуг (0,7) |
Если в 2005 г. (при других критериях малого бизнеса)[66] строительство обгоняло операции с недвижимым имуществом, то в 2009 г. ситуация изменилась: строительство занимает лишь третье место. На долю строительных предприятий в 2009 г. приходилось 195,6 тыс.
Предприятий МСП (12,1 % от величины данного сектора), 16,8 % всего оборота малых и средних предприятий (1868,6 млрд р.). В строительстве занято 1780,4 тыс. чел. (13,4 % общей численности занятых в МСП). В 2008-2009 гг. наметилась тенденция роста в данной отрасли (см. табл. 6), что связано с развитием законодательной базы в области ипотечного кредитования и ростом доходов населения и экономической конъюнктуры в предыдущие годы.
Обрабатывающие производства (промышленность) являются четвертой по значимости в секторе МСП сферой экономической деятельности. В ней действует 168,95 тыс. предприятий (10,4 %), при этом 85 % от предприятий МСП в данной сфере приходится на предприятия малого и микробизнеса.
Доля обрабатывающих производств составляет почти пятую часть (2127,9 млрд р. или 19,2 %) всего оборота малых и средних предприятий - это один из самых высоких процентов; занято в них
2089.7 тыс. чел. (15,8 % общей численности занятых в МСП). Производство, в том числе и обрабатывающее, является капиталоемкой отраслью, имеющей высокий порог входа, что сдерживает развитие малого и среднего предпринимательства в данной отрасли. Достаточно высокая доля промышленных предприятий среди субъектов МСП обусловлена, в числе прочего, и с процессом реструктуризации крупных промышленных предприятий, активизацией процессов аутсорсинга в российской промышленности.
Затем с большим отрывом (по числу субъектов МСП) идут транспорт и связь (5,9 %), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (3,6 %), гостиницы и рестораны (2,6 %) и др. (0,9 %). Доли данных сфер в обороте МСП составляют соответственно 5,5 %, 4,1 %, 2,1 % от общей суммы оборота МСП, а численность занятых - 4,9 %,
7.7 %, 2,9 % от общей численности занятых в МСП.
С 2003 г. в статистике отражаются инновации во всех отраслях промышленности.
Количество предприятий, осуществляющих инновации, приходится в основном на долю обрабатывающих производств (в 2003 г. доля обрабатывающих производств составила 97,4 % в общем числе предприятий, осуществляющих инновации, в 2005 г. - 97,2 %, в 2007 г. - 95,8 % соответственно). Однако удельный вес инновационных предприятий в малом предпринимательстве по-прежнему мал: в 2003 г. данные предприятия занимали 3,7 % в общей численности малых предприятий России, в 2005 г. - 3,5 %, в 2007 г. - 9,6 % соответственно. И несмотря на то что в 2007 г. количество предприятий, осуществляющих инновации, увеличилось практически в три раза (до 9,6 %), доля их остается незначительной.
В целом сектор МСП является не самым прибыльным в экономике. Так, по данным Ростстата, средняя рентабельность средних предприятий составила 4,7 %, малых предприятий - 3,6 %. В исследованиях, проведенных «ОПОРой России» («ОПОРа» - некоммерческое партнерство «Объединение предпринимательских организаций России»), отмечается улучшение ситуации в сфере малого и среднего бизнеса в 2010 г. по сравнению 2009 г., что безусловно будет способствовать устойчивости и росту малого предпринимательства.
Ключевыми факторами, определяющими развитие малого бизнеса, являются недостаток финансовых ресурсов, административное давление и коррупция, внутренние факторы нестабильности малого предпринимательства.
Согласно исследованиям «ОПОРы России» «финансовые ресурсы становятся все более доступными: для 17 % респондентов привлечь заемные средства стало просто (в марте 2009 г. - для 8 %). Количество респондентов, для которых привлечь финансовые средства было сложно или невозможно, сократилось (52 % в марте 2010 г. против 68 % в марте 2009 г.).
Треть компаний отмечают низкий уровень спроса на продукцию, однако наметилась тенденция к улучшению ситуации: если в марте 2009 г. 37 % респондентов отмечали низкий спрос, то в марте 2010 г. об этом говорят только 29 %.
За год административное давление осталось практически на прежнем уровне: 71 % респондентов утверждает, что количество проверок не изменилось, а 12 % - что сократилось.
В то же время компании по-прежнему указывают на усиление прессинга со стороны налоговых органов. 11 % респондентов по-прежнему фиксируют случаи противоправных действий со стороны правоохранительных органов - так же, как и год назад. В то же время эта цифра в 2 раза больше, чем в ноябре 2009 г. (5,8 % предпринимателей)»[67].
Подводя итоги рассмотрения развития малого и среднего предпринимательства в России, следует отметить, что экономическая роль МСП за время развития рыночных отношений существенно возросла. Малый бизнес действительно стал выполнять социальную функцию: численность занятых в данной сфере постоянно возрастает.
Однако проблемы устойчивого развития по-прежнему остаются актуальными. Так, например, государству не удается сформировать льготные условия для развития предпринимательства. К числу препятствий на пути устойчивого развития малого предпринимательства относятся отсутствие у него политической силы и весьма негативный образ предпринимателя в российской экономике.
При такой ситуации, которая сложилась в России, влияние малого и среднего бизнеса на развитие страны по-прежнему незначительно, что определяется также его социально-политической силой. С точки зрения социально-политической малый и средний бизнес отождествляют со средним классом.