Продажи и управление продажами
Осуществление непосредственной продажи
Навыки, умения и приемы, которые обсуждались до сих пор, сами по себе недостаточны для обеспечения постоянных успехов в продажах. Последней составляющей является способность реально осуществить продажу, или закрыть сделку.
Некоторые торговые представители полагают, что эффективная презентация должна привести к тому, что покупатель попросит продукт сам и что торговому представителю не нужно завершать сделку. Такое иногда происходит. Но более типичны ситуации, когда инициативу в этом отношении должен проявить торговый представитель. Это объясняется тем, что независимо от того, как хорошо торговый представитель определил покупательские запросы, насколько полно выгоды продукта соответствуют этим запросам, насколько торговый представитель снял возникшие возражения, все равно у покупателя остаются какие-то сомнения. Эти
Сомнения могут проявиться в желании отсрочить принятие решения. Не будет ли лучше, если он еще раз обдумает все? Не будет ли разумным посмотреть, что предлагает конкурент XYZ? Однако истина, которая скрывается за этим, заключается в том, что если покупатель не купит сейчас у вас, то скорее всего он купит этот продукт у вашего конкурента. Пока он находится здесь, у вас есть преимущество над конкурентами. Поэтому важной частью работы торгового представителя является завершение сделки.
Почему же тогда некоторые торговые представители долго не решаются приступить к этому? Проблема заключается в том, что большинство людей боятся получить отказ. При завершении сделки покупателя просят сказать «да» или «нет». Если это будет «:нет», вся работа торгового представителя окажется безрезультатной. Избегание этапа завершения сделки не приводит к большему числу продаж, но в этом случае нет и столь неприятного для торгового представителя отказа. Однако важно понять, что бояться этого не следует. Заранее исходите из того факта, что некоторые покупатели неизбежно ответят отказом, но будьте уверены, что гораздо больше из них, если вы постараетесь завершить сделку результативно, купят.
Основное здесь — выбор правильного времени. Общее правило заключается в том, чтобы попытаться завершить сделку, когда покупатель демонстрирует повышенный интерес или явное намерение купить продукт. Поэтому торговые представители должны быть наготове, чтобы вовремя заметить сигналы, свидетельствующие об этом, и отреагировать на них. Намерение купить, скорее всего, не растет постоянно на всем протяжении презентации, более вероятно, что оно возникает и исчезает в ходе этого продесса (рис. 5.3). Реальная ситуация имеет вид последовательного чередования пиков и спадов. Пример этого рода может объяснить, почему происходит такое. Когда торговый представитель рассказывает о ключевой выгоде, которая действительно полностью соответствует потребительским запросам, то, скорее всего, намерения купить повышаются резко. Однако покупатель затем поднимает какую-то проблему, в результате которой, возможно, у него повышаются сомнения в том, что продукт уступает в чем-то продукции других компаний. Итогом этого становится снижение степени намерения купить, за которым, однако, снова следует подъем, когда торговый представитель приводит доводы против возражения или убедительные факты.
По теории, торговый представитель должен попытаться завершить сделку на пике намерения покупателя. На практике определить этот момент достаточно трудно. Покупатель может демонстрировать незаинтересованность, хотя во время общения можно полагать, что было несколько пиков. Есть и другой вопрос: какой из пиков следует выбирать для завершения сделки. Частично ответ на этот вопрос связан с опытом торгового представителя. Опытные торговые представители чувствуют, когда намерение является достаточно сильным, чтобы начать завершение сделки. Кроме того, если запросы и проблемы идентифицированы правильно, то торговый представитель знает, что рекомендуется завершать сделку в тот момент, когда все выгодные стороны продукта с точки зрения потребительских запросов продемонстрированы и теоретически намерения покупателя должны быть максимальными — пиковыми.
Намерение Купить |
Рис. 5.3. Уровень намерений покупателя приобрести продукт в ходе презентации |
Однако далеко не всегда поведение покупателей соответствует этой теории, и торговый представитель должен быть готов завершить сделку, даже если запланированная презентация осуществлена пока не в полном объеме. Прием, который используется в этом случае, называется попыткой завершить сделку. Этот прием включает просьбу разместить заказ, причем делается так, что если время для этого выбрано не совсем точно, то презентация может продолжиться с минимальным прерыванием. Возможно, уже в
Начале презентации потребитель может заявить: «Да, это именно то, что я ищу». На что торговый представитель отвечает: «Хорошо, когда, по вашему мнению, целесообразно осуществить поставку». Даже если покупатель заявляет, что они пока этого не решили, торговый представитель может продолжить презентацию или задать потребителю вопрос, в наибольшей степени соответствующий возникшей ситуации.
Во время переговоров наступает момент, когда торговый представитель решил, что все выгоды продукта уже обсуждены и что он ответил на все основные вопросы потребителя. Это, конечно, время принятия решения: покупатель демонстрирует энтузиазм, но тем не менее он колеблется. Существует ряд приемов завершения сделки, которыми торговый представитель может воспользоваться (рис. 5.4).
Предложение
Разместить
Заказ
Кг |
Возражения |
Завершение Сделки |
|
|
|
|
|
Соглашение о действиях
Рис. 5.4. Завершение сделки
Простейшим приемом является непосредственная просьба разместить заказ.
•«Следует ли мне зарезервировать это для вас?»
•«Вам не хотелось бы купить это?»
•«Вы хотите это?»
При использовании этого приема важно, после того как вы предложили разместить у вас заказ, сохранять молчание. Торговый представитель задал прямой вопрос, который предполагает ответ «да» или «нет». Неумелое прерывание паузы позволяет по
купателю «соскочить с крючка», поскольку он может «забыть» первый вопрос и ответить только на последние замечания торгового представителя.
Обобщите, а затем предложите разместить заказ
Этот прием позволяет торговому представителю напомнить покупателю об основных пунктах их общения таким образом, из которых следует, что момент для принятия решения о покупке наступил и что эта покупка является естественным продолжением предыдущих действий.
«Хорошо, г-н Смит, мы договорились, что модель ZDXL4 отвечает вашим требованиям по низкому уровню шумов, высокой производительности и комфорту водителя при тех затратах, которые вы можете себе позволить. Могу ли я в этом случае предложить вам разместить заказ на эту модель?»
Этот вариант предполагает наличие в запасе уступки, которой можно воспользоваться как последним средством, для того чтобы подтолкнуть покупателя заключить соглашение: «Если вы хотите разместить заказ прямо сейчас, я могу предложить вам дополнительную скидку в 2,5%».
Условия об альтернативном варианте
Этот прием завершения сделок исходит из того, что покупатель хочет приобрести продукт, но откладывает решение, заявляя, что цвет должен быть красным или голубым, поставка должна осуществиться во вторник или в пятницу, платить он будет наличными или по кредитной карточке и т. д. В таких обстоятельствах торговый представитель может предложить два альтернативных варианта, согласие на каждый из них приводит к завершению сделки.
•«Вам хотелось бы получить красную модель или голубую?»
•«Вы хотели бы, чтобы мы поставили этот продукт во вторник
Или в пятницу?» <шш'
Этим приемом торговые представители пользуются в течение многих лет, хотя он требует определенный осторожности, особенно, когда речь идет о профессиональных покупателях, которые скорее всего ранее встречались с таким приемом неоднократно и хорошо понимают, что делает торговый представитель, когда прибегает к нему.
Завершение сделки через возражение
Этот вариант завершения сделки уже кратко упоминался в главе. Он подразумевает использование возражения как стимула купить. Если торговый представитель убежден, что высказанное возражение является основным препятствием для заключения сделки, он может получить согласие от покупателя, заявив: «Если я смогу убедить вас, что эта модель является самой экономичной в своем классе, вы ее купите?» Положительный ответ от покупателя и ссылка на объективные статистические данные, позволяющие сопоставить разные модели, помогают завершить сделку результативно.
В некоторых ситуациях момент, выбранный для завершения сделки, может оказаться неподходящим. Для многих промышленных товаров цикл продаж является длительным, и торговый представитель, который пытается завершить сделку уже в ходе первых встреч, может вызвать раздражение. При продажах фармацевтических продуктов, например, торговые представители не пытаются завершить сделку, а вместо этого стараются достигнуть «соглашения о действиях», в результате чего либо торговый представитель, либо врач соглашаются что-то сделать до следующей встречи. Такой подход помогает отношениям между врачом и торговым представителем сохраняться и развиваться.
Полезной характеристикой в работе торговых представителей является настойчивость. Побудить другую сторону принять решение о расходовании большого количества денег не очень-то легко. Во многих ситуациях, связанных с продажами, ни один продукт не превосходит продукцию конкурентов по всем критериям оценивания. Это означает, что торговый представитель таких продуктов имеет некоторые шансы на успех. Окончательное решение
5
Будет сделано покупателем в пользу того торгового представителя, который является наиболее настойчивым в своих попытках убедить, что именно его продукт максимально удовлетворяет запросам покупателя. Дети очень быстро понимают, что если им отказывают сначала в том, что они хотят, то вторая или третья попытка может оказаться удачной. Ключом к успеху здесь является умение провести границу между настойчивостью и назойливостью, которая вызывает раздражение.
После того как продажа согласована, торговый представитель должен следовать двум правилам. Во-первых, он никогда не должен демонстрировать свои эмоции. Независимо от того, насколько важна эта продажа и каким бы довольным торговый представитель себя не чувствовал, внешне он должен оставаться спокойным и как всегда действовать профессионально. Позже у него будет много возможностей проявить свою эйфорию. Во-вторых, расставайтесь с покупателем так быстро, насколько позволяет вежливость. Чем дольше вы будете оставаться, тем больше шансов, что покупатель изменит свою точку зрения и отменит заказ.