Продажи и управление продажами
Идентификация запросов и проблем
Большинство торговых представителей торгует широким ассортиментом товаров. Например, торговый представитель по продаже
6 Продажи и управление продажами
Автомобилей имеет много моделей, начиная от небольших автомобилей экономичного класса до суперлимузинов самых последних разработок. Торговый представитель компьютерной компании предлагает ряд систем, которые могут удовлетворить запросы разных потребителей с учетом толщины их кошелька. Розничный торговец велосипедами имеет модели самых разных производителей, которые он и предлагает посетителям. Человек, продающий фармацевтическую продукцию, может предложить врачам широкий ассортимент лекарств, позволяющий справиться с самыми разными болезнями. В каждом случае первой задачей торгового представителя является выявление проблем и запросов потребителя. Прежде чем торговый представитель по продаже автомобилей может продать машину, ему необходимо понять ситуацию, в которой оказался потенциальный покупатель. Какого размера автомобиль ему требуется? Ищет ли посетитель автомобиль, позволяющий экономно расходовать горючее или имеющий определенные характеристики? Предпочитает ли покупатель вариант седан или пикап? В каком диапазоне цен он может себе позволить покупку? Получив подобную информацию, торговый представитель оказывается в позиции, помогающей ему продать ту модель, которая наилучшим образом соответствует запросам покупателя. Так, торговый представитель компьютерной компании может довести расспросы потенциального покупателя до предложения соответствующей компьютерной системы. Розничный торговец велосипедами должен спросить, для каких целей планируется покупка, какой тип велосипеда человек предпочитает, например, горный или гоночный, какой цвет ему нравится, и только потом выступать с предложениями модели, которая, по его мнению, лучше всего удовлетворит посетителя. Торговый представитель, занимающийся продажами фармацевтической продукции, может обсудить с врачами проблемы, возникающие при лечении пациентов, например, в каком-то конкретном случае мазь может оказаться неэффективным средством или иметь отрицательные побочные эффекты. Такие сведения дают торговому представителю возможность предложить решение тех проблем, о которых он узнал, при помощи продукции своей компании.
Подход на основе анализа запросов исходит из того, что на ранних этапах процесса продаж торговый представитель должен задать необходимые вопросы и внимательно выслушать ответы. Для того чтобы побудить покупателя обсуждать свои проблемы и запросы, торговые представители чаще прибегают к так называе-
Навыки и умения для осуществления персональных продаж
И |
Мым открытым вопросам и реже к закрытым. Открытый вопрос — это вопрос, который требует развернутого ответа.
•Почему вы полагаете, что эта компьютерная система не подходит для вашего бизнеса?
•Каковы были основные причины, по которым вы купили фотокопир XYZ?
• Почему мазь ABC не оправдала ваших ожиданий?
Закрытый вопрос приглашает дать односложный или короткий ответ. Такой вариант вопросов может быть использован в целях получения только фактической информации, однако частое его использование может помешать установлению взаимопонимания или постоянно тормозить разговор, которому не хватает плавности. Покажем некоторые примеры закрытых вопросов.
•Можете ли вы мне сообщить название оборудования, которым вы пользуетесь в настоящее время?
•Производит ли ваша компания морские двигатели на 1000 см3? •Какова фамилия вашего главного инженера-механика?
На практике во время общения торгового представителя с посетителем могут использоваться самые разнообразные вопросы (DeCormier and Jobber, 1993). В табл. 5.1 даны тринадцать типов вопросов, а также их цели и примеры.
Таблица 5.1. Типы вопросов, используемых в персональных продажах
Тип Цель Пример
Вопроса
1 3
Закрепляющий
Вопрос
Направляющий
Вопрос
Альтернативный
Вопрос
Вопрос-утвержде - ние
Используется для приободре - ния или для вовлечения потенциального потребителя Направляет мышление потенциального потребителя в нужную сторону Используется для обязательного получения ответа, для чего предлагается выбор из двух или большего числа альтернативных вариантов За утверждением следует вопрос, что стимулирует потенциального потребителя отреагировать на утверждение
Вы ведь хотите, чтобы эта программа работала, не так ли? Как вы себя чувствуете в этом пальто?
Вы предпочитаете модель красного или голубого цвета?
Скорость вращения у этой модели 5000 оборотов в минуту, и за минуту она обра-
Продолжение табл. 5.1 3 |
Резкий воппос
Вопрос с целью сбора информации
Вопрос с целью выяснения точки зрения
Вопрос-подтвер
Ждение
Уточняющий вопрос
Вопрос-присое
Динение
Вопрос, снимающий предубеждения
Стыковочный вопрос
Используется для того, чтобы побудить потенциально - го потребителя выразить свою позицию более точно
Используется для сбора фактической информации
Используется для сбора мнений или отношений
Используется для высказывания либо согласия, либо несогласия в отношении конкретной темы Снижает степень расплыв-чивости, излишней обобщенности, позволяет переходить к конкретике Предоставляет тему для обсуждения потенциальному потребителю с точки зрения минимального риска для общения
Используется для получения щекотливой информации, демонстрируя, что потенциально затруднительная ситуация выглядит для собеседника вполне приемлемой
Используется для связи конца одной фразы с началом другой батывает 3 единицы. Что вы думаете о такой производительности?
Если мы сможем предложить вам такую модель голубого цвета, это будет именно то, что вы хотите? Сколько сотрудников у вас работает в настоящее время? Какие чувства у вас вызывают высокие цены на энергию? Мои рекомендации вам понятны?
Когда вы сказали..., что конкретно вы имели в виду?
Я предполагал, что вы не интересуетесь моделью автомобиля с жесткой складывающейся крышей, я прав? Исследования показывают, что большинство водителей превышают предел установленной скорости. А что вы скажете по этому поводу о себе? Помимо этого, есть ли еще что-нибудь, что вы хотите знать? (Нет.) Да. Мне хоте-
Навыки и умения для осуществления персональных продаж 165
Окончание табл. 5.1
Лось бы еще поговорить о... Используется для передачи (Когда я могу ожи-ответственности за ведение дать поставки?) А общения потенциальному когда вы хотите, потребителю, для чего на его чтобы мы вам поста-вопрос торговый представи - вили? тель отвечает вопросом
Торговые представители должны избегать искушения осуществлять презентацию продукции, не выяснив предварительно запросы своих потребителей. Так, легко начать такую презентацию в излишне жесткой манере, возможно, делая ставку на выгодную для себя ситуацию, сложившуюся на этой неделе, не поинтересовавшись у потребителя тем, что его волнует.
В конце этого процесса торговый представитель может посчитать, что целесообразно обобщить те вопросы, которые были подняты, чтобы убедиться, что покупатель в них разобрался. Например: «Отлично, г-н и г-жа Джонс. Я думаю у меня есть хорошая идея о том типе жилья, какое вы ищете. Вам, вероятно, понравится дом с четырьмя спальнями на расстоянии пятнадцати минут от места размещения компании г-на Джонса. Вас в целом не беспокоит тип дома, но вы не хотели бы жить в поместье. Ценовой диапазон, который вас устроит, находится в пределах от 120 000 до 150 000 ф. ст. Действительно ли вы хотите такой вариант дома или я что-то упустил?»