КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ

Этапы жизненного цикла упаковки

На всём протяжении жизненного цикла различную упаковку сопро­вождают разнообразные технологии и оборудование. Да и сама упаков­ка предстаёт в трёх различных лицах.

Первый отрезок жизни упаковки посвящён получению упакован­ной продукции. Вся полезная деятельность человечества направлена на производство какой-либо продукции. И каждый вид продукции должен быть соответствующим образом упакован, чтобы пройти путь от изго­товителя до потребителя. Если упаковка сама по себе как самоцель ни­кому не нужна, то в сочетании с упакованной продукцией она стано­вится одним из главных участников процесса товародвижения.

Процесс получения упакованной продукции основан на взаимосвя­занном движении двух материальных потоков: потока тары и упаковки и потока упаковываемой продукции (рис 1.4).

Процесс изготовления тары и упаковки нельзя рассматривать в от­рыве от процесса упаковывания продукции. Эти два различных по тех­ническому оформлению процесса взаимосвязаны единством задач и методологии их выполнения. Результатом такого единства является получение упакованной продукции, способной длительное время обес-

Этапы жизненного цикла упаковкиУпаковываемый продукт

'Оборудо­вание

"| Материал

ЕЁ

| Форма"")— | Дизайн"")—

Ь

Ехнология

Оборудо - вание

Конструи­

Рование

 

Упаковы­

Вание

 

Подготовка к упаковыванию

 

Изготов­ление

 

Материал

 

Оборудо­

Вание

Т------------

 

| Материал]— | Материал~|—

 

Технология

 

Технология

 

Этапы жизненного цикла упаковки
Этапы жизненного цикла упаковки

Групповая

Упаковка

 

Транс­портная упаковка

подпись: транс-портная упаковкаЕхнология

-^Оборудование |

Дование

подпись: дование

Сбор и —| Утилизация |—

Сортировка ---------------------

Склади - ]пг1 Технология рование

-|обору,

Потребление [•—[""Продажа |----------- 1 Распределение

Рис. 1.4. Стадии жизненного цикла упаковки

Печивать высокое качество, выполнять основные задачи логистики, ин­формации и маркетинга. При этом технология производства упакован­ной продукции по своей сути представляет совокупность комплексных технологических процессов, отдельные операции и переходы которых взаимосвязаны и часто выполняются в составе единой автоматизиро­ванной линии.

Взаимодействие материальных потоков, участвующих в процессе упаковывания продукции, приводит к получению упакованной продук­ции, которая и является продаваемым товаром. Из упаковочных мате­риалов изготовляют основное упаковочное средство, в котором впос­ледствии размещают продукцию, и вспомогательное упаковочное сред­ство, обеспечивающее защиту и сохранность продукции. Совокупность основного и вспомогательного упаковочных средств и представляет со­бой упаковку. Другой материальный поток составляет упаковываемый материал. По факторам, определяющим тип технологического процес­са упаковывания и оборудование для его осуществления, различают заполняемый и штучный упаковываемый материал.

Поток тары и упаковки включает в себя этапы производства упако­вочных материалов, конструирования и изготовления упаковки.

Наиболее распространённые упаковочные материалы — это бумага, картон, гофрокартон, пластмассы, металлы, стекло, керамика и дерево.

Производством этих материалов заняты различные отрасли промыш­ленности: целюлозно-бумажная, химическая, металлургическая и др. Практически все упаковочные материалы выпускают по отдельным стандартам или техническим условиям, в которых учтены специфичес­кие требования к упаковке. Ряд материалов разработан специально для производства упаковки. Это и специальные сорта картона, гофрокарто­на, это и новый класс многослойных материалов на основе полимерных плёнок, это и стекло определённых рецептур, и специальные тонкие ли­сты из стали, алюминия и др.

Этап конструирования имеет решающее значение в дальнейшей жизни упаковки. Это этап зарождения упаковки, определяющий её судь­бу и судьбу упакованного продукта на всех этапах жизненного цикла. Этап конструирования упаковки необыкновенно ответственен, сложен и специфичен. Его условно можно разделить на несколько стадий: пред - проектные маркетинговые исследования, разработка проекта дизайна и технического проекта, разработка рабочего проекта с комплектом кон­структорской и технологической документации.

Предпроектные маркетинговые исследования направлены на изуче­ние особенностей рынка потребления продукции в упаковке, которую предполагают конструировать. Особенностью упаковки является то, что она служит средством привлечения внимания потенциального покупа­теля, побуждает его к покупке упакованной продукции. Покупатель в местах розничной торговли прежде всего рассматривает упаковку и лишь потом изучает особенности самого продукта. Привлекает внима­ние покупателя сочетание цвета, графики, формы и текстуры упаковки. Эти факторы обеспечивают новизну, узнаваемость, уровень авторитет­ности и признания. Эффект привлечения внимания дополняется раз­мещённой на упаковке рекламой и полезной информацией. Удачная упаковка способна сформировать высокий имидж продукта. Для побуж­дения потребителя к покупке его необходимо увлечь сочетанием «упа­ковка-продукт», выделить это сочетание среди подобных на витрине. Кроме того, упаковка играет роль молчаливого продавца продукта.

Для обеспечения сбыта продукции очень важно знать специфичес­кие особенности покупателей. Эти особенности определяются сочета­нием демографических и психологических факторов. Демография де­лит население на группы по полу, возрасту, этнической принадлежнос­ти и социально-экономическому статусу. Психология идёт дальше в своей попытке разбить население на группы в зависимости от того, что оно думает и чувствует. Эта наука является субъективной по своей при­роде и поэтому менее точной, чем демография. Но психология должна входить в состав исследований, целью которых является прогнозиро­вание сбыта упакованной продукции.

Для обеспечения максимального сбыта продукции за счёт упаковки необходимо иметь достоверную информацию по целому ряду вопросов.

1. Кто собирается купить продукцию?

2. Какие качества и особенности продукции и упаковки будут осо­бенно значимы для различных категорий покупателей?

3. Какие специальные требования к особенностям потребления про­дукции и к конструкции упаковки предъявляют различные категории покупателей?

4. Какой имидж продукту должна придать упаковка?

5. Как выделить за счёт упаковки сходные продукты потребления?

Ответ на эти и другие вопросы поможет принять правильное реше­ние при конструировании упаковки. Это особенно важно при существо­вании общепринятого стереотипа восприятия потребителем упаковки для традиционного ассортимента продукции. В этом случае риск при внедрении принципиально новой концепции упаковки может быть слишком высоким.

Маркетинговые исследования важны и для определения оптималь­ного уровня стоимости данного продукта. Исследования выявляют фак­торы, влияющие на решение о стоимости упаковки. Базовыми показа­телями в этих вопросах являются размеры рынка потребления и реаль­ные объёмы сбыта продукции. От этих показателей зависит, может ли прибыль от реализации продукции окупить расходы по полному циклу процессов конструирования и подготовки производства принципиаль­но новой упаковки. Стоимость упаковки определяет возможности её художественного оформления и соответствующей отделки.

Сведения о размерах рынка потребления служат основой при вы­боре технологии производства и подготовки к упаковыванию про­дукции и упаковки, при определении параметров технологического оборудования (тип, формат, скорость и т. п.) для всех этапов жизнен­ного цикла упаковки.

Информация о рынке важна для определения этапов и сроков под­готовки производства и продвижения упакованной продукции.

Чётко спланированные и проведенные маркетинговые исследования рынка позволяют составить грамотное техническое задание на проекти­рование упаковки и определить объём всех стадий разработки проекта.

Процесс конструирования упаковки является сложной многофак­торной оптимизационной задачей. Многофакторность связана с тем, что каждый рассматриваемый этап жизненного цикла предъявляет свои специфические требования к конструкции упаковки. Нередко эти тре­бования противоречат друг другу, поэтому конструктор вынужден при­нимать не всегда лучшее, но компромиссное решение.

Конструирование должно охватывать все необходимые виды упа­ковки: первичную, вторичную, групповую и транспортную. Причём уже с начального этапа конструирования разработку необходимых видов упаковки следует осуществлять параллельно и скоординированно, учи­тывая специфические требования к каждому виду упаковки. В против­ном случае возможны многочисленные переделки конструкторской документации и неудача всего проекта в целом.

Этап изготовления упаковки базируется на трёх фундаменталь­ных науках. Прежде всего это наука о технологических свойствах мате­риалов для производства тары и упаковки. Затем — наука о различных технологических процессах переработки упаковочных материалов с по­лучением тары и упаковки требуемой конструкции. И наконец, наука о принципах действия, особенностях конструкции, построения, конфи­гурации и других аспектах разнообразного технологического оборудо­вания, оснастки и приспособлений для производства тары и упаковки. Конструкция упаковки самым тесным образом связана с технологией её изготовления. Например, при большом объёме выпуска упаковки её конструкция должна быть совместима с технологией и автоматизиро­ванными высокоскоростными линиями для её производства.

Этап изготовления упаковываемого продукта не менее важен для конструирования упаковки. Технология изготовления может суще­ственно влиять на свойства продукции. Тщательное изучение этих свойств необходимо на начальной стадии конструирования.

Изготовленный продукт важно не только наилучшим способом по­местить в упаковку, но и доставить потребителю через всю сеть распре­деления с сохранением его высокого качества. Необходимые решения по предохранению продукта от повреждений должны быть предусмот­рены в конструкции упаковки.

Этап подготовки продукта к упаковыванию предназначен для придания продукту свойств, увеличивающих время сохранения его вы­сокого качества. Как правило, качество продукции снижается под дей­ствием биотиков и абиотиков [99].

Под биотиками понимают живые организмы. К ним относят различ­ные виды бактерий, плесени, дрожжей. Многие из них могут сделать продукт непригодным как по внешнему виду, так и по вкусу, запаху, эффективности. Условия, в которых биотики быстро развиваются и сни­жают качество продукции, следующие:

- благоприятная температура в зависимости от вида биотика;

- влажность выше 60%;

- благоприятные кислотно-щелочные условия (pH) в зависимости от вида биотика;

- присутствие кислорода (за исключением анаэробных бактерий).

Препятствуют порче продукции биотиками специальные техноло­гии подготовки продукции к упаковыванию: стерилизация, пастериза­ция, замораживание, глубокое замораживание, сушка, маринование, облучение и др. Каждая из этих технологий предъявляет к упаковке комплекс специфических требований, которые должны быть учтены при конструировании упаковки.

Лбиотиками называют неживые организмы, приводящие к порче продукции. К абиотическим факторам относят химические и физичес­кие изменения под воздействием внешней среды. Наиболее распрост­ранены изменения под действием кислорода, света и температуры. В конструкции упаковки должны быть предусмотрены меры защиты от абиотической порчи продукции.

Этап упаковывания продукции включает операции подготовки тары к упаковыванию, позиционирования её в зоне упаковывания, до­зирования продукции, транспортировки дозы продукции в тару, уку­порки тары. Чаще всего все эти основные операции и множество вспо­могательных выполняются автоматически в составе фасовочно-упако­вочных автоматов. Работоспособность, производительность фасовочно­упаковочных автоматов в значительной степени зависят от конструк­ции упаковки, от точности её формы и геометрических размеров.

В зависимости от конструкции потребительской упаковки и вида упаковываемой продукции определяют конструктивные особеннос­ти, габаритные размеры и другие параметры групповой и транспорт­ной упаковки.

На рассмотренном первом отрезке жизни упаковка имеет типичное лицо технического изделия, к которому каждый этап жизненного цик­ла предъявляет определенный комплекс технических требований. По­этому многие теоретические и практические положения, разработанные в рамках теории конструирования и освоения производства в промыш­ленных условиях для изделий машиностроительного комплекса, при­менимы в процессе конструирования и производства упаковки.

Второй отрезок жизни упаковки представляет собой путь упакован­ной продукции от изготовителя до потребителя. На этом пуги упакован­ная продукция проходит этапы транспортирования, складирования, рас­пределения по торговой сети, продажи и использования потребителем.

Этапы транспортирования и складирования возможно осуществ­лять эффективно при условии образования грузовой единицы на осно­ве стандартного грузового поддона с установленной на нем в штабель и соответствующим образом закрепленной транспортной тарой. Такая транспортная единица позволяет выполнять погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские операции. Она же накладывает ограничения на конфигурацию, конструкцию и размеры потребительской и транс­портной упаковки, что необходимо учитывать при конструировании. По­вышенные требования предъявляются к маркировке транспортной упа­ковки и грузовой единицы. Маркировка должна обеспечивать автома­тическую идентификацию упакованной продукции.

Этапы распределения и продажи выдвигают требования к упаков­ке со стороны торговли.

Рост количества и размеров современных супермаркетов повлиял на требования к упаковке не только в пищевой отрасли, но также и в секторах продуктов гигиены, косметики, бытовой техники, сувениров, компьютеров и периферийной техники. Необходимость выставления богатого ассортимента товаров в хорошо оформленных витринах и на полках магазинов для привлечения внимания потребителей значитель­но усиливает роль упаковки в сбыте продукции. Критическими стали задачи обслуживания этих постоянно растущих точек розничной тор­говли, поставки товаров, готовых для показа в витринах и на полках. Сегодня для оживленных супермаркетов требуется так называемая «го­товая для витрины упаковка», поскольку постоянный сбыт продуктов предполагает быстрое пополнение товаров на полках. Это обусловило рост потребностей в пластмассовых и картонных лотках, обеспечиваю­щих надежный и удобный способ поставки продукта в торговую точку.

При распределении и продаже очень важна быстрая идентификация продукта, и это привело к почти универсальному применению штрихо­вых кодов. Эти коды используются на первичной, вторичной и транс­портной упаковке, чтобы можно было лучше контролировать процесс хранения и путь продвижения продукта.

Наконец, нельзя не учитывать роста объема закупок через Интер­нет. Эта новая и весьма перспективная область, позволяющая потреби­телю, сидящему в кресле, получить доступ к товарам даже быстрее, чем в самом крупном супермаркете или торговом комплексе. Такой способ закупок создаст новые требования к упаковке, хотя на данном этапе невозможно сделать реалистические прогнозы относительно того, на­сколько широко будет распространено это явление [99].

Для удобства работы на упаковочной линии во время распределе­ния и в торговой точке следует собрать некоторую информацию.

Имеется ли уже разливочное, фасовочное и упаковочное оборудование?

Каковы ограничения, накладываемые существующим оборудованием?

Какова должна быть скорость работы линий?

Каков должен быть уровень проверки качества?

Каков уровень и каковы возможности существующей лаборатории оценки качества?

Каков максимально безопасный вес при погрузочно-разгрузочных работах? Требуется ли автоматизированное укладывание на поддоны?

Какие транспортные и погрузочные средства имеются в нашем рас­поряжении? Можно ли применять пакетирование по всей цепочке? На каком этапе упаковка будет загружаться и выгружаться отдельно?

Сколько места и какая площадь отведена для хранения?

Имеются ли автоматизированные системы сканирования?

Сколько места отведено на витрине? Какая имеется возможность увеличения воздействия вашего продукта на покупателя в пределах от­веденного пространства?

Этап потребления является конечной целью, для которой и произ­водят упакованную продукцию. Именно поэтому особую важность при­обретает удовлетворение требований потребителя при проектировании упаковки. Если упаковку неудобно открывать, если сложно из нее извле­кать продукцию, если не предусмотрены при необходимости меры по дозированию продукции, если упакованную продукцию неудобно хра­нить, а также в случае множества других причин, вызвавших неудоволь­ствие потребителя упаковкой, второй раз такую продукцию не купят.

Чтобы довести до максимума удобство использования упаковки, необходимо ответить на множество вопросов.

Где планируется использование продукта?

Следует ли продукт хранить в холодильнике или кладовой? Имеют­ся ли стандартные размеры для подобного хранения?

Следует ли употреблять продукт влажными руками?

Можно ли его выносить из дома? Будут ли в нашем распоряжении инструменты для вскрытия упаковки?

Изменения в образе жизни потребителей носят стратегический ха­рактер в процессе развития упаковки. В качестве примера можно при­вести изменения упаковки, связанные с изменениями образа жизни пос­ле 60-х годов XX века в Западной Европе.

Широкий выбор контрацептических средств привел к уменьшению состава семьи. Достижения медицины и здравоохранения позволили продлить срок жизни людей. Оба эти фактора привели к увеличению спроса на небольшие порции продуктов питания, т. е. на килограмм про­дуктов питания требуется больше упаковки.

Рост количества женщин, работающих полный или неполный рабо­чий день, привел к тому, что повысился спрос на полуфабрикаты и го­товые блюда. Они позволяют за ограниченное время в конце рабочего дня приготовить обед для семьи. Подобные продукты упаковываются в лотки, которые можно поставить в микроволновую печь или в духовку; при этом сокращается количество грязной посуды. Потребитель требу­ет продавать салаты и овощи в удобной упаковке — уже вымытыми и готовыми к употреблению или варке, т. е. он хочет прилагать как можно меньше усилий.

В связи с этими изменениями теперь остается меньше времени для посещения продовольственных магазинов, и занятые потребители хо­тят покупать гигиенически упакованные продукты, которые могут со­храняться «свежими» в течение нескольких дней или недель. Повы­шается значимость сохранности продукта за счет упаковки, в частно­сти замораживание, охлаждение и теперь — упаковывание в изменяю­щейся атмосфере.

Все больше семей приобретают электрическую бытовую технику, например микроволновые печи, и теперь упаковка должна выдержи­вать воздействие микроволн и сохранять свои качества. В то же самое время требуются температуростойкие материалы для печей, чтобы упа­ковка была способна выдерживать температуру до 230° С.

Рост уровня жизни и дохода повысил ценность досуга и расширил рынок закусок. Самый большой спрос наблюдается на «продукты на ходу», которые можно съесть быстро, не останавливаясь на месте, так как они слегка, но удобно завернуты.

Наконец, потребители стали больше осознавать важность защиты ок­ружающей среды. Хотя в большинстве случаев это больше эмоции, чем научные факты, скрывающиеся за сознательностью потребителей. Такая ситуация ставит ряд проблем перед упаковочной отраслью, которая дол­жна принять участие в «обучении» потребителя. Потребитель должен знать о пользе упаковки и ее воздействии на окружающую среду.

Таким образом, на втором отрезке жизни упаковка приобретает лицо товара, поэтому к ней уже предъявляют другие требования, присущие товару и самому процессу товародвижения.

После второго отрезка жизни упаковка выполнила свое полезное назначение — доставила продукт с сохранением высокого качества от изготовителя до потребителя и помогла этот продукт с удобством упот­ребить. На третьем отрезке жизни использованная упаковка преврати­лась в отходы. Теперь на первое место выходят требования удобства утилизации этих отходов с получением наибольшей пользы для обще­ства. Эти требования также должны быть учтены в процессе конструи­рования тары и упаковки.

Самый простой и самый распространенный способ утилизации — сбор отходов использованной упаковки, захоронение их на специально отведенных свалках до полного разложения и ассимиляции (усвоения) природой под естественным воздействием света, тепла, влаги, микро­организмов. Но этот способ несет угрозу окружающей среде в связи с низкой скоростью ассимиляции (80-100 лет) и сильным загрязнением вредными веществами почвы и подземных вод.

Второй по распространенности способ утилизации — сбор отходов и их сжигание. Выделяющееся при сжигании тепло используют для нужд народного хозяйства. Серьезным недостатком этого способа является загрязнение воздуха вредными продуктами горения.

Наиболее сложным, но и наиболее полезным для общества является путь вторичного использования упаковочных материалов. Этот путь вклю­чает этапы первичной сортировки отходов упаковки по совместимым груп­пам упаковочных материалов и вторичную переработку этих материалов в разнообразные изделия. Вторичная переработка включает в себя комплекс специальных технологических процессов и оборудования.

Вопросы утилизации использованной упаковки являются важным направлением современных исследований. Ученые создают новые раз­нообразные технологии утилизации: сжигания с использованием филь­тров и аппаратов, улавливающих вредные летучие продукты; создания новых упаковочных материалов, удобных в утилизации — растворимых, съедобных, саморазрушающихся и т. д.

КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ

Вкладыш в полувагон: эффективное решение для перевозки сыпучих грузов

Вкладыш в полувагон - это специальное приспособление из прочного многослойного материала, которое устанавливается внутрь железнодорожного полувагона для защиты и сохранности сыпучих грузов при транспортировке. Он предотвращает просыпание груза, защищает его …

Вартість картонних коробок: основні аспекти ціноутворення

Картонні коробки – найбільш універсальний тип сучасної упаковки, яка забезпечує захист та зручність перевезення різних товарів. Кількість варіацій сфер використання роблять їх важливою ланкою в ефективному бізнес-процесі. В пошуках якісних …

Лучшие виды упаковки. Особенности и преимущества

Упаковка пакет является неотъемлемым атрибутом в любом бизнес направлении. Она уже давно служит не только, как защитное средство, но и выступает в качестве рабочего инструмента для маркетологов. Это связано с …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.