ПОЛЕТ НА ВЕНЕРУ
Когда, проводив заходящее Солнце, мы смотрим на темнеющий небосвод, нам часто бросается в глаза особенно яркая «звезда». Это — Венера. Временами она появляется и перед рассветом, а иногда видна даже при дневном свете. Яркость Венеры объясняется её близостью к Солнцу и большой способностью отражать получаемые от него лучи.
Венера — не только ближайшая соседка Земли. Из девяти планет нашей солнечной системы она наиболее похожа на Землю. Её размеры и масса только немного меньше, чем размеры и масса нашей планеты. Поэтому путешественники, высадившиеся на поверхность Венеры, будут чувствовать себя почти привычно в отношении веса.
Ещё в 1761 году М. В. Ломоносов обнаружил на Венере при помощи телескопа атмосферу, освещённую Солнцем.
Долгое время предполагали, что облака на Венере образованы водяными парами, которые хорошо отражают солнечные лучи. Но новые исследования верхних слоев атмосферы, окружающей Венеру, показали, что в них нет ни водяного пара, ни кислорода и что они содержат большое количество углекислого газа. Поэтому астронавты должны будут захватить с собой необходимые для дыхания запасы кислорода.
Судя по наблюдениям, производимым во время сумерек на Венере, атмосферное давление у её поверхности должно быть в два-три раза больше, чем на Земле. Это облегчит торможение корабля при его спуске на поверхность планеты.
О периоде обращения Венеры вокруг своей оси (то есть о времени одного полного поворота) ещё нет окончательно установившегося мнения: одни исследователи считают, что он составляет 68 часов; иные принимают его равным периоду вращения Земли вокруг своей оси; согласно другим данным он равен периоду обращения планеты вокруг Солнца, то есть 225 суткам. Не установлена также величина угла наклона экватора Венеры к её орбите, а от этого зависит изменение длительности дня и ночи в течение года. Возможно, что только будущим исследователям, которые совершат полёт вокруг Венеры, удастся решить эти вопросы со всей точностью. Располагая такими данными, можно будет также установить, на какой высоте и в каком направлении космические корабли должны будут погрузиться в атмосферу Венеры, чтобы произвести наиболее безопасную посадку. В самом деле, чем меньше скорость корабля относительно газовой оболочки планеты, тем легче и безопаснее осуществить посадку. А эта скорость весьма различна в зависимости от того, погружается ли ракета в атмосферу планеты в направлении её движения вокруг оси или же против этого движения.
Первым разведывательным экспедициям предстоит подробно исследовать строение коры Венеры, выяснить, существует ли там растительный и животный мир, и т. д. Эти наблюдения значительно затруднены густым покровом облаков, которыми окружена Венера. Однако с помощью новых методов фотографирования в невидимых инфракрасных лучах можно будет с борта космического корабля заснять поверхность Венеры сквозь облака.
Представим себе, что мы находимся на борту корабля, взявшего курс на Венеру (рис. 13). После взлёта с Земли со скоростью 11,5 километра в секунду пилот выключил ракетный двигатель, и корабль, как брошенный из пращи камень, полетел по инерции. Ощущение тяжести исчезло, пассажиры устремились к иллюминаторам. Совсем недалеко, в чёрном пространстве, висит зеленовато-голубой, медленно поворачивающийся шар — наша планета. В прорывах между облаками на освещённой Солнцем части земного диска отчётливо вырисовываются
Рис. 13. Полёт на Венеру по эллиптическим траекториям. |
Очертания материков. Корабль вырвался из поля тяготения Земли; расстояние между планетой и космическим кораблём постепенно увеличивается.
Проходят месяцы. Давно превратилась в яркое голубое светило далёкая Земля. Стало более ощутимо горячее лучистое дыхание Солнца. И за окнами, стремительно вырастая, возник новый неведомый мир — сверкающая голубовато-снежным отливом Венера. Её стремительно приближающийся диск закрывает всё больше и больше звёзд. Надо уравнять скорости и затормозить падение, иначе корабль, подобно гигантскому метеориту, врежется в кору Венеры. При этом энергия движения, перейдёт в тепловую, и взрыв испарит металл, так что не останется и следа от корабля — ничего, кроме гигантской воронки.
Но пилот корабля применил всё своё искусство, чтобы избежать удара о планету. Он вошёл в атмосферу Венеры почти параллельно её поверхности и, пользуясь сопротивлением воздуха., постепенно снизил скорость корабля. Окончательно скорость полёта гасит небольшой ракетный двигатель, расположенный перед носом корабля. Ещё несколько мгновений, замедленный плавный спуск, и земной корабль садится на почву ближайшей к нам планеты.
Стремительно бегут дни, заполненные наблюдениями, опытами, сборами разных коллекций и другими научными работами. И вот настал день отлёта на Землю. При взлёте корабль развил скорость 10,7 километра в секунду и полетел по полуэллипсу, касательному к орбитам Венеры и Земли. В земную атмосферу корабль влетел со скоростью
11, 5 километра в секунду. Планирующий полёт сначала в высоких, разреженных слоях атмосферы, а затем в более плотных погасил эту~ скорость.
Космический корабль благополучно доставил на родную Землю путешественников по вселенной.
Полёт на Венеру по описанной выше траектории продлится 146 суток. Можно сократить срок этого перелёта, например, до 81 или 60 суток и даже больше. Как известно, в земных условиях для этой цели следовало бы увеличить скорость; действительно, чем с большей скоростью бросить камень, тем быстрее он полетит. Но для межпланетных полётов это не всегда так. В данном случае чем больше будет начальная скорость корабля по отношению к Земле, тем медленнее он будет двигаться в межпланетном пространстве по отношению к Солнцу, так как разгон его производится в направлении, противоположном движению Земли. Так, чем быстрее человек перемещается внутри поезда в направлении, обратном его движению, тем медленнее он движется относительно Земли.
Почему же, несмотря на меньшую скорость движения ракеты в межпланетном пространстве, сокращается длительность перелёта?
Разгадку даёт рис. 13. Как видим, путь корабля в каждом из следующих вариантов маршрута перелёта значительно короче предыдущего. 3т0‘ позволяет сократить длительность путешествия, несмотря на меньшую скорость полёта.