ПОЛЕТ НА МАРС
Большой интерес представляет полёт на Марс. Благодаря близости к Земле и сходству с ней в отношении физических условий Марс привлекает к себе исключительное внимание астрономов и других учёных.
Путешествию на Марс со спуском на его поверхность, как и полёту на Луну, будут, очевидно, предшествовать разведывательные полёты вокруг этой планеты. Для этой цели ракетные корабли превратятся на время в искусственные спутники Марса. В самом деле, посадка на планету с последующим взлётом будет на первых порах сопряжена с огромными трудностями, тем более, что всё топливо, необходимое для возвращения, придётся привозить с собой с Земли. Подробное изучение поверхности Марса даст возможность наметить подходящие районы для посадки последующих экспедиций. Можно будет также собрать ряд данных, которые нельзя получить в земных обсерваториях и которые необходимы, прежде чем предпринять экспедицию со спуском на Марс.
В первую очередь нужно будет установить, позволит ли строение и состав атмосферы Марса использовать, её для торможения при спуске космического корабля. Изучение атмосферы Марса поможет также выяснить, имеется ли на этой планете среда, в которой человек может существовать; является ли атмосфера Марса достаточной защитой от бесчисленных «падающих звёзд» и вредоносных излучений, пронизывающих межпланетное пространство.
Как установлено, атмосфера Марса почти не содержит озона, поглощающего ультрафиолетовые лучи Солнца, из-за чего они проникают до самой поверхности планеты, а это представляет опасность для астронавтов.
Полёт вокруг Марса сможет совершаться по различным траекториям, которые отличаются друг от друга как
Рис. 11. Облёт Марса в два года. Сверху показан старт ракеты с межпланетной станции. |
Продолжительностью полёта, так и требуемыми скоростями разгона корабля.
Возьмём траекторию, перелёт по которой вместе с возвращением на Землю продлится два года (рис. И). Корабль отправляется с межпланетной станции в полночь по местному времени, когда центр Земли находится на прямой, соединяющей станцию с Солнцем. Это — самый удобный момент, так как направления движений стартующей ракеты и станции тогда совпадают. Благодаря этому ракета, используя скорость движения самой станции, может улететь с самой малой скоростью — 4,3 километра в секунду. При отлёте же непосредственно с Земли на Марс кораблю понадобилось бы развить скорость 12,3 километра в секунду.
Если вес ракеты с экипажем принять равным 10 тоннам, то при скорости истечения газов 4 километра в секунду корабль, взлетая с межпланетной станции, должен унести 19,6 тонны топлива, а при взлёте с Земли — 216 тонн.
Скорость корабля в межпланетном пространстве постоянно меняется. При взлёте она наибольшая, а по мере удаления от орбиты Земли корабль постепенно замедляет движение.
Приблизившись к Марсу на предусмотренное расстояние, корабль пролетит мимо него и уйдёт дальше в межпланетное пространство. Во время полёта мимо Марса астронавты смогут сфотографировать всю его поверхность благодаря вращению планеты вокруг своей оси.
Спустя год с момента вылета корабль достигнет самой удалённой точки своей траектории — 2,175 астрономической единицы. Здесь его скорость будет самой малой.
Далее корабль вновь начнёт со всё возрастающей скоростью приближаться к орбите Марса. Но при вторичном пересечении этой орбиты он больше не встретит на ней планеты. Замкнув эллиптическую траекторию полёта, ровно через два года корабль вернётся на Землю с такой же скоростью, с какой он её покинул.
Более мощные ракеты смогут спуститься на миниатюрные спутники Марса — Фобос и Деймос, откуда можно будет производить продолжительные исследования. Деймос находится в 23 тысячах километров от Марса, что в 17 раз ближе, чем расстояние Луны от Земли. Фобос же парит на высоте девяти тысяч километров над поверхностью Марса. Эти спутники очень быстро вращаются вокруг своей планеты; Фобос завершает одно обращение примерно в восемь часов, а Деймос — в тридцать часов. Размеры и массы этих небесных тел невелики, сила их притяжения ничтожна. Поэтому опуститься на эти спутники и впоследствии взлететь обратно — задача более лёгкая, чем посещение самой планеты Марс.
По данным современной астрофизики можно предполагать, что на поверхности Марса человек найдёт условия, более сходные с земными, чем на других планетах. Весьма вероятно, что на Марсе существует растительность. Повидимому, атмосфера Марса содержит кислород и лишена вредных для человеческого организма газов. Но она очень разрежена даже у самой поверхности планеты. Поэтому космонавтам придётся там жить в герметически закрытых помещениях, где можно регулировать давление воздуха и его температуру. Для выхода наружу нужно будет надевать скафандры. Вероятно, человек найдёт на Марсе также воду. Интенсивность солнечного излучения здесь в два раза меньше, чем на Земле, вследствие чего климат Марса значительно более суров.
Какие траектории можно считать выгодными для экспедиции, направляющейся на Марс с посадкой на его поверхность?
Кратчайшая линия, соединяющая две точки в пространстве,— это прямая. Однако маршрут космического корабля не может, как правило, быть прямолинейным. Как притяжение Земли искривляет траекторию брошенного под углом камня, так и притяжение Солнца изгибает траекторию корабля в межпланетном пространстве. Конечно, при непрерывной работе ракетных двигателей траектория может быть выпрямлена, но это чрезмерно увеличило бы расход топлива. Лишь в том исключительном случае, когда полёт совершается по вертикали относительно Солнца (то есть вдоль солнечного луча), сила его притяжения не искривляет прямолинейной траектории корабля. Но для осуществления этого полёта потребовалась бы непомерная затрата топлива, так как корабль должен был бы погасить ту огромную скорость, с которой он вместе с Землёй движется вокруг Солнца,— около 30 километров в секунду. Эта скорость уводит корабль в сторону от намеченного пути, подобно тому как течение реки сносит лодку при переправе перпендикулярно к берегу.
Допустим всё же, что перелёт на Марс совершается по кратчайшей прямой траектории, при наименьшей скорости отлёта. Он продлился бы тогда 85 суток. Но для этого потребовалось бы разогнать корабль до скорости 39 километров в секунду. Как видим, это очень невыгодная траектория.
Минимальная скорость разгона при старте с Земли потребуется кораблю, следующему по полуэллиптической траектории. Скорость, которую в этом случае придётся погасить при спуске на поверхность планеты, также будет минимальной (рис. 12).
Вылет межпланетной ракеты, следующей по определённому маршруту, как говорилось, не может совершиться в любой момент. Для того чтобы ракета, прибыв к марсианской орбите, встретила на ней Марс, необходимо определённое расположение этой планеты относительно Земли. Такое взаимное расположение этих двух планет повторяется в среднем через каждые 780 суток.
Рис. 12. Полёт на Марс по полуэллиптической траектории. |
Продолжительность полёта на Марс по полуэллиптической траектории — 259 суток. Для возвращения на Землю по такой же траектории следует выжидать соответствующего расположения планет в течение 454 суток.
Корабль, следующий на Марс по описанной траектории, должен развить при взлёте скорость 11,6 километра в секунду. Но будущие астронавты вряд ли остановят свой выбор на таком длительном маршруте. Они, видимо, попытаются сократить время перелёта за счёт увеличения скорости разгона. Тогда им представится возможность лететь, например, по параболической траектории. При скорости разгона 16,7 километра ъ секунду полёт по этой траектории продолжится 70 суток.
Это — одна из замечательных особенностей космической навигации: при увеличении начальной скорости лишь в 1,4 раза продолжительность полёта уменьшится в 3,7 раза.
В конце прошлого века было широко распространено мнение о существовании на Марсе высокоразвитых существ. На эту тему было написано немало художественных произведений. Их авторы не стесняют своих героев ни в выборе времени, ни в выборе траектории для перелёта. В действительности же дело обстоит значительно сложнее. Для перелёта с планеты на планету возможны лишь определённые «разумные» маршруты. Этим маршрутам соответствуют совершенно определённые взаимные расположения планет. Поэтому и даты возможных вылетов и прилётов космических кораблей строго определённы.
Если составить график возможных отлётов на Марс или Венеру и спуска на них, то получится такой необычный результат: в этих графиках будут перерывы,
«мёртвые сезоны», длительностью от нескольких месяцев до полутора лет и больше, в течение которых ни один корабль не может подняться с поверхности ЗеМЛИ или приземлиться: „неподходящее расположение плянет исключает возможность полёта.