ПО СУШЕ, ВОДЕ И ВОЗДУХУ (ПУТИ СООБЩЕНИЯ)
СОВРЕМЕННЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ
Большая самоотверженная работа нескольких поколений изобретателей и учёных принесла свои плоды: осуществилась мечта человечества о покорении воздушной стихии. Были созданы надёжные летательные машины. На современных «воздушных кораблях» можно за 25—30 часов совершить перелёт из Москвы во Владивосток.
В настоящее время построены многомоторные транспортные самолёты, которые способны перевозить свыше 50 человек пассажиров. Мощные пассажирские самолёты совершают регулярные рейсы на основных воздушных линиях Советского Союза.
Для научных и спортивных целей широкое распространение получили неуправляемые аэростаты, которые выпускают в свободный полёт. Такой аэростат состоит из наполненной лёгким газом оболочки с гондолой, где размещается экипаж и оборудование. Высоту подъёма регулируют, выбрасывая из гондолы балласт (груз), а при спуске из оболочки выпускают газ. Скорость неуправляемых аэростатов невелика: она зависит от ветра. Кроме того, ветер увлекает аэростат в ту сторону, куда дует. Понятно, что этот вид летательного аппарата не может быть надёжным средством воздушного транспорта.
Для изучения стратосферы применяются стратостаты и ракеты [45]).
Наибольшее распространение получили в настоящее время самолёты.
Крыло самолёта установлено под некоторым углом к направлению полёта. Оно имеет выпуклую верхнюю и плоскую или слегка выгнутую нижнюю поверхность. Крыло летящего самолёта обтекается воздушным потоком; при этом под ним возникает область повышенного давления, а над крылом — зона разрежения. Так возникает подъёмная сила самолёта.
Крыло самолёта как бы подпирается вверх возникающим под ним избыточным давлением. Подъёмная сила образуется только в том случае, если самолёт быстро движется.
Большинство современных самолётов — монопланы; они имеют одно крыло.
В крыльях иногда размещаются баки для горючего, часть оборудования. Двигатель, люди, груз помещаются в корпусе или, как его называют, фюзеляже (рис. 25).
Движение самолёта производится при помощи воздушного винта пропеллера, вращаемого мощным двигателем
Рис. 25. Самолёт-моноплан: 1 — крыло; 2 — пропеллер; 3 — фюзеляж; 4 — стабилизатор; 5 — руль высоты; 6 — киль; 7 —- руль поворота; 5 —хвостовое колесо; 9 — шасси; 10— элерон. |
Внутреннего сгорания, или за счёт реактивной силы. Управляется самолёт с помощью рулей.
Действие рулей самолёта не отличается от действия руля поворота у лодки. Так, для того чтобы изменить курс «воздушного корабля» лётчик отклоняет в нужную сторону — вправо или влево — руль поворота. Кроме этого руля на самолёте есть также руль высоты и рули крена — элероны (рис. 25). Руль высоты, который расположен, как и руль поворота, на хвостовом оперении самолёта, может отклоняться вверх и вниз, а рули крена отклоняются одновременно в разные стороны: на одной стороне крыла элерон поднимается вверх, а на другой — вниз или наоборот. Таким путём создаётся сила, которая накреняет самолёт. Это необходимо при повороте самолёта (а также при выполнении различных фигур высшего пилотажа).
Управление рулями осуществляется с помощью так называемых командных рычагов. Рули высоты и крена приводятся в действие посредством ручки управления, а руль поворота — с помощью ножных педалей.
Для посадки и передвижения по земле в нижней части фюзеляжа имеется колёсное шасси. Если посадка производится на воду, то вместо колёсного шасси применяются
Рис. 26. Вертолёт. |
Поплавки. В зимнее время для взлёта и посадки на необорудованных аэродромах самолёт устанавливается на лыжи.
После Великой Отечественной войны всё большее распространение получают самолёты с реактивными двигателями. Они могут совершать полёт на большой высоте. Скорость у реактивных самолётов значительно больше, чем у винтовых, и превышает 1000 километров [46]).
В последнее время большое распространение получают вертолёты. Вертолёт имеет несущий воздушный винт (один или более), который вращается в горизонтальной плоскости (рис. 26) и отбрасывает вниз воздух, что и создаёт подъёмную силу. Для поступательного движения несущий винт наклоняется в определённом направлении. Вертолёт способен подниматься вертикально вверх и опускаться вниз без разбега, а также неподвижно висеть в воздухе. Эти свойства вертолёта определяют область его применения. Он может доставлять людей и грузы в труднодоступные районы, снимать людей со льдин, тушить лесные пожары и т. д.
За годы пятилеток в Советском Союзе была создана мощная авиационная промышленность, которая обеспечила нашу страну первоклассными самолётами. Коммунистическая партия вырастила лётчиков, в совершенстве владеющих отечественной авиационной техникой.