ПО СУШЕ, ВОДЕ И ВОЗДУХУ (ПУТИ СООБЩЕНИЯ)

ТВОРЦЫ ПЕРВЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

В 1565 году при царе Иване IV «смерд Никита бояр­ского сына Лопатова холоп» построил крылья и совершил на них полёт с вышки царского дворца в Александров­ской слободе. К сожалению, история не сохранила точ­ного описания этих крыльев. По отрывочным данным, которыми располагают историки, можно предполагать, что крылья имели некоторое сходство с планером.

В 1729 году кузнец Чёрная Гроза из села Ключи сма­стерил из проволоки и ястребиных перьев крылья. При­крепив их к себе, он прыгнул с вершины дерева и успешно спланировал на крышу церкви.

Эти примеры говорят о том, что ещё несколько веков назад русские «умельцы» пытались не без успеха поко­рить воздушную стихию.

В России был осуществлён и первый полёт на воздуш­ном шаре, или аэростате. В 1731 году подьячий рязан­ского воеводы Крякутной смастерил огромный мешок, наполнил его горячим дымом и взлетел в воздух выше деревьев.

Первые воздушные шары наполнялись тёплым воз­духом. Они могли летать только до тех пор, пока воздух в шаре не остынет. В дальнейшем воздухоплавательные аппараты стали наполнять лёгким газом — водородом.

Почему же аэростат парит в воздухе? Как возникает его подъёмная сила?

Парение воздушного шара объяснить нетрудно. Вспом­ните закон Архимеда. На всякое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной им жидкости. В справедливости этого закона можно убедиться, наблюдая, как всплывает на поверх­ность пробковый шарик, опущенный под воду. Шарик вы­брасывается силой, действующей снизу вверх и возни­кающей за счёт того, что шарик весит меньше, чем вытес­ненная им вода.

Наоборот, если мы бросим в воду камень, он потонет. Почему? Потому что вес самого камня больше, чем вес вытесненной им воды.

Закон Архимеда справедлив и для воздушной среды, где все предметы также вытесняют некоторый объём воз­духа и испытывают со стороны его подъёмную силу. И если какое-нибудь тело легче, чем вытесненный им объём воз­духа, оно будет всплывать в атмосфере. Таким телом и является шар, заполненный каким-либо лёгким газом, например водородом.

По мере подъёма вверх, плотность атмосферы, а зна­чит и вес вытесняемого шаром воздуха, становится мень­ше, и поэтому на какой-то высоте вес аэростата и вытес­няемого им воздуха сравняются и подъём шара Прекра­тится.

Шары, наполненные газом, оказались непригодными для регулярных сообщений, так как они были неуправ­ляемы.

Воздушные шары передвигаются в атмосфере вместе с движущимися воздушными массами, т. е. по ветру. По­этому люди стремились создать управляемый «воздуш­ный корабль».

В первой половине XIX века интересный проект такого корабля разработал русский военный моряк Н. М. Соков - нин. Он подробно изучил, как летают птицы, и правильно оценил значение парения для полёта. «Воздушный ко­рабль» Соковнина являлся дирижаблем, т. е. управляемым воздухоплавательным аппаратом жёсткого типа с метал­лической оболочкой. В нём были продольные и попереч­ные отсеки, изолированные друг от друга. Внутри каж­дого отсека помещались баллоны для газа, сделанные из легчайшей непроницаемой ткани.

«Воздушный корабль» должен был приводиться в дви­жение реактивным двигателем [43]), работающим на сжатом воздухе, и поднимать груз около двух тонн. В качестве подъёмной силы воздушного корабля был выбран аммиак — негорючий газ, на 40 процентов легче воздуха (его удельный вес 0,6).

Одновременно с Соковниным над разрешением про­блемы воздухоплавания плодотворно работали и другие русские учёные: Третесский, Архангельский, Черносвитов, Константинов.

Горячее участие в разработке вопросов, связанных с воздухоплаванием, принимал великий русский учёный Д. И. Менделеев.

В 1875 году он разработал проект управляемого аэро­стата и аэростата с наглухо закрытой кабиной для полё­тов в стратосферу [44]) —так называемого стратостата.

К этому же периоду времени относится проект кры­латого аэростата «Россия», предложенного О. С. Костови - чем. Аэростат имел сигарообразную форму и машущие крылья. Костович создал также первый дирижабль, при­водимый в движение двигателем внутреннего сгорания. Однако предложение талантливого изобретателя так и осталось неосуществлённым.

Никакой помощи от царского правительства не встре­тил и К. Э. Циолковский, знаменитый деятель науки, пред­ложивший замечательный проект цельнометаллического дирижабля и заложившего основы реактивной техники наших дней.

Успешно работали русские изобретатели и над созда­нием аппарата тяжелее воздуха. Пионером в этой обла­сти был М. В. Ломоносов. В 1754 году он изобрёл «аэро­дромную машину» — аппарат, предназначенный для подъ­ёма приборов в верхние слои атмосферы.

Творцом первого в мире самолёта был русский моряк А. Ф. Можайский. В 1872 году он построил и испытал двухмоторный аэроплан с паровым двигателем, который имел все основные части современного самолёта.

К этому же периоду времени относятся работы К. Э. Циолковского по проектированию ракет. Эти работы открыли новую эпоху в авиации.

Огромную роль в развитии авиации сыграли труды выдающегося русского учёного Н. Е. Жуковского. Они легли в основу расчёта всех типов летательных аппаратов тяжелее воздуха и способствовали быстрому совершенст­вованию самолёта.

Россия явилась и родиной вертолётов — летательных аппаратов тяжелее воздуха, способных подниматься вверх и висеть неподвижно над землёй.

Первый вертолёт построил в 1912 году инженер Б. Н. Юрьев, ныне известный советский учёный, академик. Теперь по схеме Юрьева строят вертолёты во всём мире.

ПО СУШЕ, ВОДЕ И ВОЗДУХУ (ПУТИ СООБЩЕНИЯ)

Подбираем тип яхты для путешествия в Киеве

Сегодня прокат яхт в Киеве осуществляется большим количеством судоходных компаний. Данная услуга является широко востребованной. Взять во временное пользование судно можно, избавив себя от большого количества сложностей с содержанием и …

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С Оциалистический транспорт находится в руках народа и является собственностью государства. Поэтому он активно содействует неуклонному повышению экономи­ческого и культурного уровня народа, верно служит делу укрепления обороноспособности нашей страны. У …

ПОЛЁТ САМОЛЁТА ПО ВОЗДУШНОЙ ТРАССЕ

Для успешного взлёта и посадки самолёта необходим специально приспособленный для этой цели участок земли; такой участок принято называть аэродромом. Аэродром, который обслуживает грузовые и пассажирские транспорт­ные самолёты, называется аэропортом. Он …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.