ПО СУШЕ, ВОДЕ И ВОЗДУХУ (ПУТИ СООБЩЕНИЯ)
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ФЛОТА
Мы уже говорили о том, как плавали наши предки во времена Киевской Руси. Постепенно, с развитием экономической жизни, речные и морские суда всё больше совершенствовались.
В XVI столетии на севере России большое распространение получили парусные «кочи», или «кочмары». Поморы и промышленные казаки использовали их для путешествий по Северному Ледовитому океану и сибирским рекам. Эти корабли, длиной в 25 метров, имели большой четырёхугольный парус. Кочи поднимали 35 тонн груза.
На одном из таких судов выдающийся русский мореход XVII века С. И. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой, проплыв из устья реки Колымы вокруг Чукотки к реке Анадырь. В настоящее время имя Дежнева носит мыс в Беринговом проливе.
Для дальних морских плаваний применялась также «ладья морская». Она поднимала 200 тонн груза, имела три парусные мачты.
Плавание среди льдов осуществлялось на особых судах — «раньшинах», которые имели яйцеобразную форму.
Русские поморы создали около 20 различных видов морских судов.
На Чёрном море в XVI—XVII веках большое распространение получили особые суда под названием «чайки». Эти суда строились длиной около 20 метров. Они были очень устойчивы, что достигалось путём прикрепления к бортам тугих снопов из камыша. «Чайки» передвигались с помощью вёсел или паруса и могли развивать такую скорость, что легко догоняли быстроходные турецкие лодки — галеры.
Кочи, ладьи морские, раньшины, чайки и многие другие разновидности русских морских кораблей были замечательными образцами русского судостроительного искусства.
В XVI веке на нижегородских, астраханских, новгородских верфях строилось уже большое количество судов. В начале 1696 года в Воронеже по указанию Петра I было начато строительство первой большой флотилии гребных военных судов. Работа шла так скоро, что уже через несколько месяцев, к лету 1696 года, были готовы тридцать военных кораблей. Первый русский флот тут же снялся с якоря и двинулся вниз по Дону к турецкой крепости Азов, закрывавшей России выход в Азовское и Чёрное моря. Азов сдался.
В дальнейшем русский флот стал быстро развиваться. Появляется целый ряд талантливых мастеров кораблестроителей, таких как Иван Афанасьев, построивший 38 больших и множество малых судов, Михаил Портов, создавший за 23 года деятельности 23 линейных корабля и 24 фрегата для Балтийского флота, и многие другие.
Русские учёные и инженеры решают важнейшие задачи судостроительной науки. Корабли, построенные на русских верфях, считались лучшими в мире.
В начале XIX века в России появляются первые паровые суда. В 1815 году Петербургский завод построил морской колёсный пароход «Елисавета». К 1850 году в России было уже 140 пароходов.
Первые пароходы были колёсные: они приводились в движение с помощью водяных колёс, вращаемых силой пара. Позднее были созданы пароходы с гребным винтом. При вращении винта его лопасти отбрасывают воду назад и таким образом толкают пароход вперёд.
Коэффициент полезного действия винта выше, чем у водяного колеса. Поэтому при одной и той же скорости судна для винта нужен двигатель меньшей мощности.
Весной 1903 года на Неву был спущен первый в мире теплоход — «Вандал», который приводился в движение двигателем внутреннего сгорания. Судно не имело труб. На «Вандале» было установлено три двигателя по 125 лошадиных сил. Скорость движения теплохода достигала 14 километров в час.
Через 4 года в России был построен первый морской теплоход — «Дело».
Теплоход явился новым, более совершенным типом судна по сравнению с пароходом. В настоящее время по морям и рекам мира плавают многие сотни теплоходов.
Интересно, что все они, как и пароходы, имеют трубы, хотя последние и не нужны. Трубы на теплоходе — это как бы украшение, они придают ему привычную для наших глаз форму парохода.
Русскими инженерами был создан и первый в мире дизель-электроход. Он приводится в движение мощными электрическими двигателями, а энергия для них вырабатывается генераторами, работающими от дизеля.