Технология переработки эластомеров
Конструкция и свойства каркаса и брекера шин Д и Р
Каркас – это резинотканевая основа покрышки, кот. придает ей прочность, гибкость и упругость. Он д. обладать высокой прочностью и эластичностью, чтобы выдерживать толчки и удары и состоит из нескольких слоев обрезиненного корда. Существует 2 типа корда: обрезиненный и промазанный. Количество слоев определяется расчетами, зависит от размера и конструкции покрышки. Угол м/ду нитью и меридиальной линией поперечного сечения называется углом наклона нитей. От него зависят эксплуатационные свойства шины: амортизация, сопротивления многократным деформациям и разрывам. С уменьшением угла наклона эти свойства улучшаются.
Брекер или подушечный слой расположен между протектором и каркасом и представляет собой резинокордные полосы. Служит для предохранения каркаса от толчков и ударов, ослабления действующих на каркас тяговых и тормозных усилий. Кроме того брекер равномерно распределяет нагрузки по всему каркасу и увеличивает прочность каркасак в беговой части покрышки. Он изготавливается из более разряженного корда чем каркас.
1. Шины Д.
Количество слоев в каркасе составляет 2-52, т. е. всегда четное для равномерного распределения усилий от внутреннего давления шины. Слои корда в каркасе располагаются так относительно друг друга, чтобы нити одного слоя по отношению к нитям соседнего слоя имели противоположное направление. При этом нити не переплетаются, исключается их взаимное перетирание при качении шины. Угол наклона нитей к меридиану в шинах Д составляет 48-65 град в каркасе и брекере. При этом нити отдельных слоев корда перекрещиваются между собой и образуют так называемую сетку, поэтому число слоев корда в каркасе и брекере всегда четное.
Корд-брекер в шинах Д закраивается под тем же углом, что и в каркасе.
2. Шины Р.
Угол наклона нитей корда в каркасе = 0-5 град. нити корда при этом располагаются радиально от борта к борту и параллельно друг другу в соседних слоях.
При этом нити корда в шине Р ~ в 2 раза короче чем в шине Д, следовательно она будет менее нагружена внутренним давлением. Это дает возможно снизить число слоев корда в каркасе ~ в 2 раза. Уменьшение слойности каркаса приводит к снижению жесткости борта покрышки.
Брекер в шине Р должен быть более жестким чем в шине Д, чтобы предохранять каркас от растяжения по короне. Жесткость брекера создается окружным напряжением нитей корда в слоях брекера. Угол наклона нитей брекера 70-80 град. При этом нити в отдельных слоях брекера перекрещиваются между собой, в рез-те образуется жесткая нерастягивающаяся сетка. Также жесткость брекера обеспечивается применением высокомодульного текстильного корда или Ме-корда, а также применением высокомодульных резин.