ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА "ОБЩЕГО РЫНКА" ДЛЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Основой политики Европейских сообществ являются пять принципов:
- свободный торговый обмен (свободная торговля);
- свободное передвижение граждан стран-членов;
- свобода выбора места жительства;
- свобода предоставления услуг;
- свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот (трансферт
Капиталов).
Первым шагом в реализации целей "Общего рынка" явилось создание сво-
Бодного единого рынка) иными словами осуществление торговли без взимания
Пошлин, установления товарных контингентов и введения других ограниче-
Нии. Одновременно с этим была введена единая система пошлин по отношению
К третьим странам (таможенная уния). Началось также внедрение единой
Внешнеторговой политики по отношению к третьим странам.
Последние две задачи - таможенная уния и внешнеторговая политика -
Фактически уже реализованы. Однако на практике во внешней торговле про-
Должают существовать отдельные немаловажные ограничения. На границах
Между странами-членами еще имеют место случаи проведения таможенного
Досмотра и контроля, а порой и других дорогостоящих формальностей.
Большие неприятности странам-членам "Общего рынка" доставляет существо-
Вание различных стандартов и технических норм в отдельных отраслях, как,
Например, в области здравоохранения, охраны окружающей среды, защиты ин-
Тересов потребителей и т. п.
В некоторых государствах еще сохраняются государственные монополии
(Франция и Италия - табачная промышленность), хотя по договорам "Общего
Рынка" их следовало бы ликвидировать.
Существование различных налоговых систем с неодинаковыми налоговыми
Ставками, прежде всего в сфере косвенного налогообложения (налоги с обо-
Рота и на предметы потребления), тоже препятствует ведению свободной
Торговли между странами-членами.
Вполне понятно, что свободная торговля внутри "Общего рынка" в соот-
Ветствии с его Уставом возможна только в том случае, если все названные
Препятствия исчезнут. Поэтому одним из важнейших направлений деятельнос-
Ти Комиссии Европейских сообществ является гармонизация национальных за-
Конодательств.
Так, значительные сдвиги произошли в области туризма. Контроль пасса-
Жиров из стран-членов на границах практически уже не осуществляется.
Постепенно для всех граждан "Общего рынка" начал вводиться единый пас-
Порт.
Однако гармонизация национальных законодательств - дело далеко не
Простое, поскольку оно затрагивает наиболее уязвимые стороны жизни раз-
Личных общественных слоев. Особую сложность представляет эта проблема в
Области тех налоговых систем, где вопрос распределения государственных
Доходов между прямыми и косвенными налогами имеет и социальные аспекты.
Косвенные налоги в меньшей степени обременяют высокооплачиваемые слои
Общества и крепче бьют по бюджету тех, у кого заработки низкие. К тому
Же, налоговые системы различных стран развивались органически, а посему
Они с трудом поддаются изменениям.
Первым шагом в этом направлении стало введение во всех странах ЕС
Системы налогов на добавленную стоимость как единой системы налога с
Оборота. Данная система налога с оборота зарекомендовала себя в такой
Степени, что была внедрена и в других странах Европы.
Преимущество данной системы состоит в том, что она позволяет освобо-
Дить товары от налогового бремени на границах и поэтому является нейт-
Ральной по отношению к их конкурентоспособности.
Но, как уже сказано, гармонизация налогов сталкивается со многими
Проблемами, существующими в отдельных странах-членах "Общего рынка".
Ведь уровень налогов (налоговые ставки) косвенно влияет на государствен-
Ные бюджеты.
В ФРГ доля косвенного налога в валовом общественном продукте состав-
Ляет 6%, в Италии - 5%, в Дании - почти 10%, во Франции - свыше 10% (
Это - большая часть государственных доходов). А средняя налоговая ставка
В "Общем рынке" - 6,5%.
Долгосрочная налоговая политика "Общего рынка" нацелена на то, чтобы
Уменьшить долю прямых и увеличить долю косвенных налогов. При этом во
Внимание должна приниматься тенденция к перераспределению государствен-
Ных доходов более или менее равномерно между косвенными и прямыми нало-
Гами.
Уже в 1975 г. Комиссия Европейских сообществ разработала проект обще-
Го налога на прибыль корпораций, но он так и остался проектом.
Большие успехи были достигнуты в области трансферта капитала. Соглас-
Но статьям Зс, 67-73 Устава ЕС все препятствия, стоящие на пути свобод-
Ного перемещения капиталов, должны быть устранены. В последние годы "Об-
Щий рынок" практически достиг этой цели, и сейчас среди стран-членов
Почти не существует никаких ограничений для свободного трансферта капи-
Талов.
Проблемы гармонизации национальных законодательств неизбежно обост-
Рятся с введением в 1991 г. Единого внутреннего рынка. При этом одним из
Центральных станет вопрос о налогах, ибо существующие различия в их
Уровнях по отдельным странам-членам приводят к искажениям конкурентоспо-
Собности при сбыте товаров.