Десять компетенций эффективного лидера
Цель изучения. Резюмировать базовые теории лидерства и выявить их прикладной аспект для ресторанного бизнеса.
В 2004 г. на очередной профессиональный форум Women's Foodservice Forum собрались женщины, занимающие ключевые посты в ресторанном бизнесе. На этот раз участниц было 40, и все они были представительницами топ-менеджмента: это президенты, управляющие и HR-руководители высшего корпоративного ранга. Они решили определить, что же делает управленца эффективным лидером. После горячих и плодотворных дискуссий бизнес-леди вывели десять ключевых компетенций успешного лидера. При этом они договорились о едином определении понятия «компетенция» как «описании критериев высокоэффективной деятельности», а «умением», по умолчанию, признана «результативная деятельность в рамках конкретной организационной культуры и бизнес-контекста». Приводим эти десять компетенций эффективного лидера.
Инициативность — это качество отражает мощное побуждение к личному профессиональному росту и совершенствованию.
Стратегическое мышление — способность учитывать широкий спектр факторов при принятии решений и оценке деятельности.
Налаживание контактов — способность выпестовать и поддерживать систему внешних и внутренних взаимоотношений в целях расширения горизонтов бизнеса и достижения нужных целей.
Навигаторские качества — способность проложить для компании курс, который приведет ее к успеху, и сделать свое видение достоянием всех членов коллектива, заражая их энтузиазмом и энергией для движения в избранном направлении.
Умение содействовать развитию других — стать ментором и наставником для членов команды, развивать у них лидерские качества, делегировать полномочия, поощрять к решению дерзких задач.
Построение высокоэффективных команд — подбирать состав участников и максимизировать эффективность команд; создавать команды, ориентированные на достижение организационных целей.
Умение действовать на результат — стремиться преодолевать барьеры и препятствия, не считая их непреодолимыми; постоянно подстегивать себя и других добиваться значимых результатов.
Принятие рисков — смело брать на себя риски, тщательно просчитанные и взвешенные, ради достижения поставленных целей бизнеса; готовность изменить укоренившееся положение дел и традиционные методы в поисках новых путей к успеху.
Решительный ум — способность принимать жесткие решения и наделение такими полномочиями членов команд; не бояться проблем и трудностей, преодолевать их немедленно и решительно.
10. Умение правильно общаться и слушать — демонстрировать превосходные навыки устной и письменной речи; прежде чем ответить на возражение, не только выслушивать, но и понять точку зрения и побуждения оппонентов.
Источник: National Restaurant News, Women's Foodservice Forum, «Successful to the Core», March 22, 2004, p. 42.
Вопросы для обсуждения. Как определили понятие «компетенция» сорок участниц Форума, представляющих топ-менеджмент ресторанного бизнеса? Согласны ли вы со всеми десятью компетенциями, рассматривая их как непременные атрибуты эффективного лидера? Если нет, то какие из десяти вы считаете уместным изменить? А может, что-то добавить?
Менеджмент власти—подчинения (авторитарный стиль управления) — руководитель сосредоточен исключительно на реализации производственных задач, проявляя мало заботы о людях. Они, в свою очередь, работают очень эффективно, но при этом должны безоговорочно подчиняться требованиям руководителя и ставить производственные нужны выше личных.
Командный стиль управления — высокий уровень забот как о производстве, так и о людях. Работники отождествляют личные цели с организационными и отличной работой демонстрируют свою приверженность им. В итоге задачи выполняются на высоком уровне, а в коллективе поддерживается благоприятный психологический климат.
Поставив перед собой задачу синтезировать предшествующие исследования, Гари П. Юкл (Gary P. Yukl) составил, пожалуй, наиболее полный перечень категорий поведения руководителя, способствующих эффективному лидерству. Ценно и то, что это вполне измеримые категории, поддающиеся более или менее однозначной оценке22:
Сосредоточенность на производственных задачах Воодушевление
Создание системы вознаграждения за дополнительные усилия в работе Предоставление самостоятельности Постановка целей Разрешение проблем Планирование
Создание условий, благоприятствующих работе
Создание условий для взаимодействия Свобода критики и поддержание дисциплины
Чуткое и заботливое отношение
Похвалы и признание Привлечение к процессу принятия решений
Разъяснение ролей Тренинг и наставничество Распространение информации Координирование Представительские функции
Управление конфликтными ситуациями
Ситуационные теории (теории обстоятельств) Однако оказалось, что ни личностные качества, ни поведенческие установки не в силах дать адекватное объяснение всему тому, что делает человека лидером. И тогда ученые сосредоточили внимание на обстоятельствах, на фоне которых осуществляется лидерство, предположив, что оно складывается под их влиянием. В принципе главный отправной
Пункт всех этих теорий — в отрицании существования единственно правильного стиля управления, одинаково эффективного в любой ситуации. Чтобы действовать эффективно, лидер должен корректировать свое поведение в зависимости от обстоятельств.
Так появилась ситуативная модель лидерства Фидлера (Fiedler), которая строится на том, что групповая эффективность — это функция стиля руководства лидера и ситуации, в которой оно осуществляется. То, в какой степени лидер ориентирован на задачи и заботы о работниках, определяет действенность его моти - вационной системы, т. е. его способности побуждать группу хорошо работать. По Фидлеру, ситуация определяется тремя компонентами23:
отношением лидер — участник группы (то, в какой степени подчиненные, участники группы, доверяют лидеру и испытывают к нему симпатии, признавая за ним право руководить, а за собой — желание выполнять его указания);
степенью структурированности производственных задач;
властью, данной ему его должностью.
Самым важным считается первый компонент. Исследования Фидлера показали, что ориентированный на производство лидер наиболее эффективен, когда обладает властью в силу своего должностного положения, когда поддерживает хорошие отношения с группой, а задания, выполнения которых требует, всем понятны и четко структурированы. Лидер, который ориентирован на взаимоотношения с работниками, напротив, действует с наибольшей эффективностью в ситуациях умеренно благоприятных или неблагоприятных для него. Таковой может быть ситуация, когда группа принимает лидера, но постановка задания сумбурна и не вполне понятна или когда коллектив (группа) не приемлет лидера, а его задания четко структурированы. Главный урок из этой теории в том, что стиль лидерства, действенный в одних обстоятельствах, может не срабатывать при других условиях.
Есть еще теория «путь—цель» (Р. Хаус), которая предписывает при выборе уместного стиля лидерства принимать во внимание две переменные: особенности персонала и особенности рабочей среды. В целом ее выводы таковы24:
директивный стиль управления хорош в условиях неясности и неопределенности обстановки;
поддерживающий стиль руководства более всего подходит, когда работа подчиненных сопряжена со стрессами, не удовлетворяет их и вызывает разочарование;
партисипативный стиль руководства наиболее предпочтителен в отношении персонала, работа которого разнообразна и затрагивает личное самолюбие.
Из всех рассмотренных нами теорий можно сделать ряд общих выводов25.
Не существует канонического общепринятого подхода для изучения феномена лидерства.
Имеется набор личностных качеств, которые отличают эффективного лидера от неэффективного.
Имеются два общепринятых параметра лидерства: а) ориентированность на заботу о работниках или на взаимоотношения с коллективом (чуткость); b) ориентированность на производство — выполнение заданий (инструмен - тальность).
Эффективность лидерства до некоторой степени есть функция личностных качеств и поведения, отношения коллектива, типа выполняемой работы, а также взаимоотношений в коллективе и организационного климата.