ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КЛИМАТ9
Теперь, когда менеджер знаком с основами мотивационных теорий и понимает, что мотивирует работников к тому или иному поведению, он должен создать такой организационный климат, который поощряет к хорошей работе. Организационный климат влияет на поведение и эмоциональные состояния работников, заставляя их чувствовать себя на работе именно так, а не иначе. Организационный климат
состоит из набора устойчивых характеристик рабочей среды конкретной организации;
основывается на восприятии рабочей атмосферы теми, кто в ней работает;
определяет мотивацию и поведение работников в зависимости от того, как они его воспринимают10.
Климат характеризует шесть основных параметров (далее подробно их рассмотрим). Важно иметь в виду, что климат определяется тем, как его воспринимают работники организации, а не руководство. Кроме того, восприятие работниками организационного климата может как соответствовать, так и значительно отличаться от реальной обстановки. Но все равно поведение и мотивацию работников определяют именно их мысленные представления о реально существующей обстановке в организации, неважно, правильные они или ложные. Наконец, именно восприятие работниками организационного климата определяет их поведение и мотивацию. Предположим, работник считает, что руководство не слишком заботится о высоком уровне обслуживания. Вполне возможно, что это совершенно не так, но важно в данном случае то, что думает по этому поводу работник. Считая так, он решит, что и ему нет смысла особо напрягаться, поддерживая качество сервиса: «Если руководству на это наплевать, то почему я должен об этом беспокоиться? Что, мне больше всех надо?»