Прежде всего личность, А потом уже работник
Цель изучения. Определить элементы, присущие эффективной программе совершенствования персонала и управленческих кадров.
Сеть буфет-баров Buffets, Inc. взяла на вооружение такой стиль тренинга, который скорее напоминает наставничество. В основе этой модели — особая философия «Прежде всего личность, а потом уже работник», которую Buffets сделала своим кредо. Здесь рады новым сотрудникам и охотно принимают их, что называется, в «свой семейный круг». Это первый шаг воплощения в практику кредо «Прежде всего личность»; новичку помогают осознать, что в первую очередь видят в нем человека, не менее ценного для компании, чем действующие работники.
Тренинг, необходимый новичку, рассматривается здесь как наставничество, опека. Так, вместо того чтобы подвергать новых членов команды нудному ориентационному натаскиванию и с ходу стращать рассказами о высоких показателях, которых от них ожидают, Buffets создает все условия, чтобы люди могли обжиться в новой обстановке, почувствовать, что пришли в дружную семью, где им рады. Для каждого новичка выбирают наставником того, кто в первую очередь станет ему другом и наставником, а уж потом требовательным инструктором. Так здесь понимают и усиливают семейную концепцию.
Философия «Прежде всего личность, а потом уже работник» включает программу удержания опытных и успешных менеджеров. Когда в 1996 г. Country Buffet и Old Country Buffet объединились с HomeTown Buffet, сеть, которая стала называться Buffets, Inc., пережила самый высокий за всю свою историю уровень текучести персонала. Только среди менеджеров этот показатель взлетел до 36%. Текучесть кадров всегда плохо влияет на объемы продаж, значительно увеличивает затраты на рекрутинг, найм, тренинг. Столкнувшись с подобным, компания начала интенсивно разрабатывать программы, которые помогли бы удержать ценных работников и менеджеров с особым упором на высший руководящий состав.
Плодом общих усилий стали восемь программ, которые позволили решить указанную проблему: The Founder's Club, The «PRIDE Program»[14], The International Promote Program, The «Managers Bill of Rights», The Senior General Manager Program, The Tenured Manager Program, «Standard Ovation» Recognition и People First Employee Opinion Survey. C момента, когда они заработали в 1997 г., наметилось общее улучшение ситуации с кадрами, началось планомерное развитие и совершенствование персонала.
Так, текучесть среди менеджеров за четыре года действия программ снизилась с 38,0% до 24,4%. А текучесть среди почасовых работников со 174,3% сократилась до 150,7%.
Buffets Inc. и сегодня продолжает совершенствовать программу удержания новичков и свой фирменный «наставнический» подход к тренингу. Философия компании проста: «Покажи человеку светлую дорогу, научи, как подниматься выше, и награждай за каждый шаг этого восхождения».
Источник: Winning Workforce Ideas, Employer of Choice Awards, «People First, Employees Second», pp. 10—13.
Вопрос для обсуждения. Какими способами компания Buffets, Inc. создает у себя семейную атмосферу и как это помогает удерживать и простых работников, и менеджеров?
Одновременно с планом преемственности организация должна оценивать штатных менеджеров и разрабатывать для каждого индивидуальный план карьерного роста. Естественно, с его непосредственным участием. В интересах составления такого плана каждый менеджер ставит перед собой следующие вопросы27:
Каких целей в своей карьере я хочу добиться?
Какими возможностями профессионального роста я располагаю?
Какие навыки и знания мне требуется освоить?
Какие мне составить планы, чтобы достичь желаемой карьеры?
Каковы будут мои конкретные шаги и в какие сроки их следует предпринимать?
Методы совершенствования управленческих кадров Для совершенствования управленческих кадров применяют два метода — совершенствование в процессе работы и с отрывом от работы. Руководство организации должно считать для себя обязательным тщательное планирование совершенствования управленческих кадров, каким бы ни был избранный для этого метод. Недопустимо пускать это дело на самотек. Самый старый метод совершенствования управленцев — наставничество. Это повседневное постоянное инструктирование со стороны старшего по должности. Цель — повысить возможности подчиненного. Не всем руководителям эта задача удается одинаково хорошо. А между тем менеджеров следует обучать приемам эффективного совершенствования подчиненных. Полезный способ развития у подчиненного управленческих навыков — ротация кадров. Это означает, что работника в соответствии с заранее составленным планом поочередно ставят на разные должности в пределах его подразделения, что позволяет ему приобрести дополнительные знания и навыки. В крупных организациях для поощрения стремления к профессиональному совершенствованию менеджерам предлагают назначение во внутренние комиссии и комитеты или к названию должности прибавляют слово «помощник» (assistant).