Повышение квалификации менеджеров
Организации важно также совершенствовать управленческие навыки руководящих кадров. Недавно проведенное исследование в сфере ресторанного бизнеса выявило острую необходимость развития и совершенствования лидерских качеств у управленческого персонала всех уровней23. По отзывам респондентов, большинство менеджеров среднего и высшего звена осваивают лидерские качества в ходе работы или на основе жизненного опыта. Лишь 14% опрошенных менеджеров среднего звена приобрели компетентность в области лидерства, необходимую им для дальнейшего карьерного роста, в ходе индивидуального тренинга со специалистами. По отзывам респондентов, выявлены следующие шесть компетенций, необходимых для эффективного лидерства:
стратегическое планирование;
межличностные коммуникации;
принятие решений;
построение команд;
финансовый менеджмент;
креативное мышление.
Корпоративные |
Менеджеры |
||
Топ - менеджеры |
Старшие менеджеры |
Менеджеры — |
Среднего звена — |
Менеджеры среднего |
Линейные |
||
Звена |
Менеджеры |
||
Принятие реше |
Принятие решений |
Креативное мыш |
Финансовый ме |
Ний |
Ление |
Неджмент |
|
Креативное мыш |
Финансовый ме |
Наставничество |
Принятие реше |
Ление |
Неджмент |
Ний |
|
Межличностные |
Построение команд |
Совершенствова |
|
Коммуникации |
Публичные высту |
Ние персонала и |
|
Пления |
Проведение тре |
||
Нингов |
Типовая программа совершенствования руководящих кадров ориентирована на следующие направления25:
совершенствование штатных управленческих кадров;
выдвижение в руководящие кадры работников низовых уровней;
разработка программ по совершенствованию управленцев.
Планирование преемственности руководящих должностей Многие компании используют план обеспечения преемственности на руководящих должностях для выявления потребностей в совершенствовании своих управленцев. Планирование преемственности руководящих должностей определяется как «формально организованный процесс, в рамках которого разрабатываются планы, призванные обеспечить наличие готовых управленческих кадров для заполнения возникающих управленческих вакансий организации»26.
В рамках подобных планов выявляют ключевые позиции в организации и определяют, с каких должностей в случае ухода штатного менеджера на них можно выдвинуть ему замену. Затем определяют краткосрочные и долгосрочные потребности организации в управленческом персонале, устанавливают количество требуемых менеджеров и время, когда они могут потребоваться. Далее определяют, кто из сотрудников обладает потенциалом для продвижения на руководящие посты, и оценивают потенциал каждого с точки зрения индивидуального «потолка» возможностей. С каждой кандидатурой работают индивидуально, тщательно оценивают перспективность работника и определяют, когда он может быть готов для продвижения. Для каждой ключевой должности намечают двух-трех потенциальных преемников на случай увольнения нынешнего сотрудника.
Для каждого перспективного работника составляют перечень необходимых качеств и компетенций, а также и примерные сроки, в течение которых следует развить или усовершенствовать эти качества. Перечень таких данных по каждому перспективному работнику, обновляемый не реже одного раза в полгода, и составляет основу для определения типа и объема тренингов, предназначенных для совершенствования штатных управленцев. Кроме того, этот документ служит топ-менеджменту для определения потребности в привлечении управленческих кадров со стороны.