Самостоятельное обучение
ЕШКО (Европейская школа корреспондентского обучения) – одно из крупнейших международных учебных заведений, осуществляющих свою деятельность в сфере дистанционного дополнительного образования.
Главный офис школы находится в Голландии, в городе Наймегене, а филиалы действуют в Украине, России, Беларуси, Казахстане, Польше, Румынии, Венгрии.
На протяжении вот уже более 20 лет в ЕШКО обучились сотни тысяч студентов.Для выбора уроков и возможности бесплатного скачивания любого пробного урока перейдите по ссылке:
ЕШКО
уникальная европейская методика обучения;
80 курсов разнообразной направленности;
достаточно 20 - 30 минут в день на обучение;
личный кабинет у каждого студента;
персональный преподаватель;
доступны бесплатные пробные уроки по всем курсам каждому заинтересованному пользователю;
открытое поступление (отказ от конкурсных вступительных испытаний);
свободное планирование обучения (самостоятельный выбор студентом тематики и количества учебных курсов);
свобода в выборе времени и темпов обучения (прием студентов в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения);
независимость в выборе места обучения (студенты не должны присутствовать в учебной аудитории, они самостоятельно выбирают, где им учиться);
обеспечение студентов всеми необходимыми учебными материалами.
Программы, рассчитанные на самообучение, персонал изучает самостоятельно, определяя наиболее удобный для себя темп обучения. Каждый выбирает удобное время для освоения материала, размещенного на видеокассетах и в печатной брошюре или в форме интерактивной компьютерной программы. Поскольку цели обучения четко обозначены, последовательны и структурированы, этот метод считается самым эффективным для освоения стандартных приемов выполнения рутинной работы.
От 31 до 47% ресторанных операторов (в зависимости от средней суммы чека) используют для обучения видеоматериалы, тогда как 28—34% предпочитают организацию занятий в классах. Соответствующие показатели по использованию в обучении интерактивных компьютерных программ и материалов на CD-ROM составляют 16—19% и 1—5% соответственно17.
Такие программы особенно уместны для обучения часто повторяющимся действиям, когда большая группа сотрудников выполняет одни и те же виды работ, когда высока текучесть и вследствие этого — всегда есть большое число временных работников, которых следует быстро обучить правильному выполнению рутинной работы18. Но есть и один недостаток: высокие начальные затраты времени и денег на разработку программ. Если какие-то процедуры меняются, вся программа устаревает и ее приходится полностью переделывать.
Как считают специалисты, эффективная программа самообучения должна отвечать девяти основным критериям19:
самостоятельному регулированию;
ожидаемому результату обучения;
контракту на обучение;
среде обучения;
предоставлению печатных материалов;
демонстрации мастерства;
обратной связи;
самостоятельному выбору темпа обучения;
свободе в освоении программы.
Самостоятельное регулирование Цель самообучения, которое контролирует сам обучающийся, — наиболее эффективно освоить материал. Некоторые компании придерживаются мнения, что такие программы могут осваивать только люди самоорганизованные. Поэтому к самообучению они допускают работников только после просеивания по указанному признаку. В процессе самообучения работник не только осваивает ценные навыки, но и тренирует свою способность принимать ответственные решения и управлять своим временем.
Ожидаемый результат обучения В рамках типовой программы самообучения обучающийся тренируется определенное время по одному навыку, а потом переХодит к освоению следующего. Его следует проинформировать, какие задачи он должен будет выполнять в ходе самообучения и каков должен быть уровень профессиональной компетентности в конце обучения (он может представлять собой даже удвоенный стандарт выполнения какого-либо вида работ).
Контракт на обучение Контракт на обучение — это соглашение между обучаемым и инструктором и отражение эффективности обучения. Инструктор, подписывая контракт, обязуется тем самым оказывать обучаемому помощь в освоении целевого уровня компетентности. Как только он убедится, что этот уровень достигнут, в контракт вносится обновление. Письменный контракт придает процессу обучения официальный характер и гарантирует ответственное отношение к обучению обеих сторон.
Типовой контракт на обучение содержит следующие положения20:
Формулировку уровня компетентности — указывается цель обучения; перечисляются навыки, которые должен освоить обучаемый;
Обучающие действия по освоению оговоренной компетенции — какие знания следует освоить и какие навыки требуются от обучаемого;
Система оценки — минимально приемлемый уровень компетентности по каждой изучаемой операции;
Ресурсы обучения — обязательное предоставление печатных материалов;
Свидетельство согласия и заверение — обе стороны, инструктор и обучаемый, ставят свои подписи.
Среда обучения Самостоятельное обучение происходит в реальной рабочей обстановке на рабочем месте обучаемого.
Печатные материалы Мы уже говорили, что обучаемого нужно снабдить печатными материалами, в которых подробно описаны стандартные процедуры и стандарты компании по выполнению каждой операции, которые он должен освоить. Это позволит обучаемому легко заметить, в чем он отстает или что делает не так, как принято в компании, и соответственно скорректировать свои действия.
Демонстрация мастерства Обучаемый должен продемонстрировать, что теперь он соответствует ожиданиям программы обучения, доказывая, что освоил задачи или уровень компетенции, предусмотренный контрактом на обучение. И только после этого он может приступить к изучению следующей части работы. В рамках некоторых программ работник должен проработать определенное время на каждом участке, и хотя он уже освоил требуемые навыки, он не может перейти на следующий участок в рамках обучения, пока не продемонстрирует настоящее мастерство на данном.
Обратная связь Как только инструктор проверил, что обучаемый освоил изучаемые операции или достиг требуемого уровня компетенции, он должен представить обучаемому положительный отзыв о его успехах. Замечено, что это очень стимулирует как обучение, так и последующую результативность работы обучаемого.
Самостоятельный выбор темпа обучения Обучаемый осваивает материал удобным ему темпом и по собственному усмотрению организует процесс обучения. Считается, что этот элемент самоконтроля ускоряет обучение и способствует лучшему запоминанию и усвоению учебного материала.