Четыре стадии становления команды
Цель изучения. Изучить шаги, связанные с комплектованием штата ресторана, подчеркнуть существенные принципы каждого шага.
Интересно бы узнать, как ресторатор смог бы собрать эффективную команду работников, которая позволит повысить результативность штата в целом? Несколько советов по этому поводу дал уважаемый Рэй Кавана (Ray Kavanauqh) (Ph. D., глава кафедры менеджмента в сфере гостеприимства и туризма Университета Purdue) на семинаре, проходившем в рамках торговой ярмарки NRA.
«С каждым днем то, что мы по привычке называем рабочими местами, делается все более сложным и одновременно предметом нарастающей конкуренции, — объясняет доктор Кавана, — всех вас теперь просят делать побольше, побыстрее да еще и качеством повыше. Да, чуть не забыл — и с меньшим количеством ресурсов!»
«Ни один человек на такое не способен. Если вы считаете, что способны, уж не знаю, чем вам можно помочь, скорее всего, вы безнадежны».
«Как образуются команды? Только за счет укрепления и упрочения связей между входящими в их состав работниками, — поясняет Кавана. — Помогают построить эффективную команду и акцент на сильных качествах каждого работника, и возможность разрешить личные противоречия в ходе коллективной работы, и создание единого уровня обязательности и преданности работе, и совершенствование коммуникаций. Чтобы команда действительно стала командой, и притом хорошей, обязательно следует всячески подчеркивать необходимость соблюдать баланс между выполнением задания и поддержанием здоровых взаимоотношений в команде».
Как считает доктор Кавана, построение команды — это четырехступенчатый процесс. Он имеет в виду модель, разработанную Питером Шолтесом (P. R. Scholtes) в его книге The Team Handbook. Вот какие стадии выделяет Шолтес: формирование, конфликты (преодоление шторма), нормализация, нормальная деятельность.
На первой стадии, стадии формирования, членам команды свойственны чувство страха и неуверенности в сочетании с возбуждением, предвкушением. На этой стадии, отмечает доктор Кавана, задача руководителя команды — определиться с характером деятельности команды, совместно решить, как команда будет оценивать результаты своей работы, установить рамки допустимого поведения, обсудить, как разрешать противоречия.
Второй этап — шторм, по сути «самая сложная часть процесса». На этой стадии члены команды обычно начинают сопротивляться порученным заданиям, меняют отношение к проекту (целям команды) и к самой команде, бесконечно спорят друг с другом.
Команда, которой удалось преодолеть штормовой этап, постепенно приходит к норме, стадии, на которой ее члены уже более восприимчивы к обратной связи, более склонны принимать друг друга, испытывают желание работать совместно.
Позже, когда команда делается более сплоченной, она достигает четвертой стадии, стадии нормального функционирования: все ее члены тесно сотрудничают друг с другом. Они научаются самостоятельно преодолевать свои индивидуальные проблемы, испытывают больше удовлетворения от прогресса команды. Как отмечает доктор Кавана, построение команды — есть процесс нестабильный и изменчивый, а иногда даже непредсказуемый.
«Может случиться и так, что за время реализации проекта команда в своем развитии будет не раз откатываться на предыдущие стадии, а потом снова перескакивать вперед», — говорит Кавана.
Источник: King, Paul, «Teamwork: The Key to Success in Labor-Short Times», Nation's Restaurant News, June 12, 2000, vol. 34, no. 24, p. 110.
Вопрос для обсуждения. Как вы думаете, как можно исправить положение команды, которая застряла в своем развитии на этапе шторма?