АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ: БАЛАНСОВЫЙ ОТЧЕТ Оборотные активы
Как уже отмечалось, оборотными считаются те активы, которые представляют собой денежные средства или могут быть обращены в денежные средства в течение года.
Наличные средства У ресторана всегда должны быть наличные денежные средства для оплаты текущих расходов. Все, что останется сверх этого, можно поместить на банковский счет и получать соответствующий процент. Наличные средства либо хранят в кассе ресторана на сдачу и оплату мелких расходов, либо помещают на специальный счет, с которого можно оплачивать более крупные текущие расходы.
Дебиторская задолженность Дебиторская задолженность, или ожидаемые поступления, — это те суммы, которые должны заведению клиенты. У бизнеса, который ведется исключительно на основе наличных, дебиторской задолженности не будет. С другой стороны, если ресторан располагает одним или несколькими банкетными залами и выставляет клиентам счета после проведения мероприятий, то у него может быть очень существенная дебиторская задолженность.
Время, которое проходит с момента оказания услуг до момента получения платы за них, представляет собой «разрешение», которое ресторан выдает клиенту на пользование ресторанными деньгами. Чем короче средний период погашения дебиторской задолженности или чем больше оборачиваемость дебиторской задолженности, тем лучше для ресторана. В то же время расширение периода погашения задолженности может быть действенным инструментом привлечения
Клиентов. Здесь важно иметь в виду, что отсрочка погашения дебиторский задолженности означает временное замораживание средств ресторана и, в сущности, есть не что иное, как предоставление кредита со всеми вытекающими последствиями.
Оборачиваемость дебиторской задолженности = = Совокупный объем продаж
Средняя величина дебиторской задолженности
„ „ 365 дней
Средний период погашения = -----------------------------------------------------------------------
Оборачиваемость дебиторской задолженности
_ Дебиторская задолженность
Период замораживания средств = —-----------------------------------------
Объем ежедневных продаж
Третий коэффициент показывает число дней, в течение которых средства ресторана «связаны» в виде дебиторской задолженности. Этот показатель должен быть как можно меньше.
Запасы Оборачиваемость запасов показывает, сколько раз за определенный период времени обновляются запасы. Зависит она от типа ресторанного бизнеса — от двух раз в неделю для заведений быстрого обслуживания до трех—пяти раз в месяц для полносервисных ресторанов.
Перед рестораном стоит не простая задача — сбалансировать постоянное наличие всех необходимых для бесперебойной работы запасов, чтобы не столкнуться с внезапной нехваткой какого-то важного продукта, а также учесть, что хранение запасов связано с затратами средств. Чем большими наличными запасами располагает ресторан в течение определенного периода, тем больше его средств находится в «связанном» или замороженном виде. Медленная оборачиваемость запасов свидетельствует о том, что уровень запасов неоправданно высок. Следует также помнить, что с удлинением срока замораживания средств возрастает вероятность порчи продуктов.
Однако, с другой стороны, слишком быстрая оборачиваемость запасов указывает на то, что ресторан фактически использует выручку от одного дня для закупки запасов на следующий день. В таких ситуациях необходим разумный баланс.
Оборачиваемость запасов пищевых продуктов = = Стоимость наличных запасов пищевых продуктов Себестоимость реализованной пищи
Стоимость наличных запасов напитков
Оборачиваемость запасов напитков = --------------------------------------------------------------
Себестоимость реализованных напитков
Коэффициент текущей ликвидности Этот коэффициент отражает способность ресторана оплачивать краткосрочные долги. Так, поставщикам, например, требуется гарантия, что ресторан вовремя оплатит им за поставку товаров.