Технологические новшества в ресторане
Ресторанная индустрия, как известно, не слишком расторопна в освоении новых технологических достижений. Тем не менее возросшая взыскательность клиентов и острота конкуренции вынуждают рестораны переменить отношение к новым технологиям, и прежде всего потому, что они позволяют усовершенствовать оборудование в интересах обеспечения экономии затрат, неизменности качества блюд, эффективности и безопасности общественного питания.
Новые технологии открывают дорогу к усовершенствованному интерактивному кухонному оборудованию, адресованному сектору фастфуда. Новое оборудование революционизирует кухню заведений фастфуда благодаря существенному уменьшению габаритности при сохранении и даже повышении производительности, повышению уровня безопасности рабочих мест и сокращению численности персонала. Технологическое совершенствование уже коснулось таких видов оборудования, как холодильные камеры, грили и обжа - рочные аппараты, фритюрницы.
Так, усовершенствованные интерактивные холодильные установки оборудованы системой программирования, которая позволяет подавать акустические и визуальные сигналы, если температура в холодильной камере переходит в угрожающий сохранности продуктов диапазон. Новые технологии позволяют придать агрегатам для приготовления пищи размер, оптимальный для требований конкретного заказчика, и сгладить остроту вечной проблемы дефицита площадей. Благодаря новым технологиям кухня станет, что называется, крутой.
Так, вертикальный гриль позволяет принципиально изменить традиционный способ приготовления гамбургеров: полуфабрикаты прямо из морозильной камеры загружаются на ленту конвейера, отправляющую их в зону приготовления. Также разработана и усовершенствованная автоматическая фритюрница, управляемая роботом, который автоматически регулирует температуру фритюра, дозирует соль и пакует готовое блюдо, например картофель фри. Такая автофритюрница — несомненно, шаг вперед по сравнению со старой системой обжарки отдельными партиями. К тому же блюдо всегда будет свежеприготовленным.
Источник: Frumpkin, Paul, «Never Fear, New Gear: Brave New World of Interactive Eauipment, Robotics Offers Relief for Harried Operators», April 14, 2004, Www. nrn. com/equipment/
Вопрос для обсуждения. Какие выгоды ресторатору сулит чуткое внимание к отраслевым технологическим новшествам?
Потребность в оборудовании Пока оборудование не потребуется, нет смысла покупать его или брать в аренду, верно? А что такое потребность в оборудовании? Поясним. Оборудование считается «требующимся», если оно способно повысить качество приготовляемой пищи, обеспечить экономию исходных продуктов и/или расходы на оплату труда, позволяя производить большее количество конечного продукта, и/или способствует повышению прибыльности производственных операций заведения3.
В зависимости от потребности технологическое оборудование классифицируется как критически необходимое, часто используемое и базовое4. На основе такой классификации можно расставить приоритеты в приобретении оборудования при ограниченности наличных денежных средств.
Затраты на приобретение и содержание Приобретение единицы оборудования связано с целым набором затрат — это затраты на собственно покупку, установку, страхование, ремонт и обслуживание, эксплуатацию и обеспечение работы5.
В ходе анализа затрат на единицу оборудования конкретного типа следует учитывать и затраты на оплату труда работника, который будет его использовать. Так, придется сопоставить затраты на покупку предварительно обработанных овощей с затратами на приобретение и эксплуатацию машины для их очистки и еще приплюсовать затраты на оплату труда соответствующего работника зеленного цеха.
Махмуд Хан (Mahmood Khan) предложил расчет ценности единицы кухонного оборудования по следующей формуле6:
= L( A + B) C + L(D + E + F) - G ,
Где H — рассчитываемая ценность оборудования;
L — ожидаемый срок эксплуатации в годах;
A — обеспечиваемая годовая экономия на затратах на труд;
B — годовая экономия на материалах;
C — затраты непосредственно на оборудование, включая его установку;
D — годовая стоимость электро - и водопотребления;
E — годовая стоимость обслуживания и ремонта;
F — годовой процент от средств, израсходованных на покупку оборудования (С) При их альтернативном использовании в течение срока службы оборудования (L);
G — цена встречной продажи оборудования после срока эксплуатации при замене его новым.
Если значение H > 1,0, оборудование следует покупать. Чем больше этот показатель, тем выгоднее приобретение оборудования. Эта формула требует расчета прогнозируемого срока эксплуатации оборудования. Для кухонного технологического оборудования он, как правило, составляет от 9 до 15 лет.
Функциональные особенности Важно, чтобы оборудование выполняло те операции, для которых предназначено. Необходимо тщательно проанализировать его производительность по сравнению со стоимостью, а также с производительностью прочих типов оборудования. Здесь следует учесть и вероятность изменения ассортимента блюд в меню — а вдруг дорогостоящее оборудование в один прекрасный день останется не у дел? В расчет принимаются и такие особенности, как уровень шума от работы оборудования, цена и доступность запчастей и комплектующих, сложность технического обслуживания. Наконец, немаловажно и то, на какой энергии работает оборудование.
Северо-Американская ассоциация производителей оборудования для пищевой промышленности (North-American Association of Foodservice Equipment Manufacturers, NAFEM) разработала и теперь постоянно совершенствует такую специализированную отраслевую электронную программу, как протокол передачи данных о работе технологического оборудования непосредственно на компьютеры административного отдела. Участвующее в таком протоколе оборудование передает в офис предупреждающие сигналы — в случае необходимости замены какой-либо детали, пополнения расходного материала, при наступлении срока технического обслуживания, ремонта или очистки. Это очень полезная вещь, обеспечивающая on-line контроль за работой оборудования. В параметрах защиты можно определить круг пользователей, допущенных администрацией к этим данным.
Соответствие санитарным нормам и нормам безопасности Приобретаемое оборудование должно иметь сертификат соответствия санитарным нормам для предприятий общественного питания. Сертификацию оборудования производит Национальный фонд санитарной защиты (National Sanitation Foundation, NSF). Выбирать нужно только то оборудование, которое имеет сертификат NSF.
Не менее важны и соображения безопасности в эксплуатации. Все материалы, использованные в конструкции оборудования, должны быть нетоксичными. Рабочие части должны легко демонтироваться для тщательной промывки; режущие части должны быть хорошо защищены; желательно также, чтобы имелись защитные фиксаторы.
Для ресторанного оборудования основное требование — его пожаробезопас - ность. По данным Национальной ассоциации пожарной безопасности США (National Fire Protection Association, NFPA), в 1997 г. по всей стране было зарегистрировано 11,3 тыс. случаев возникновения пожаров в предприятиях общественного питания; ущерб составил 172,5 млн долл. Половина возгораний произошла на кухне, главным образом из-за неполадок в технологическом оборудовании. Для обеспечения пожаробезопасности следует предпринять ряд мер7.
Установить надежную систему пожаротушения, предполагающую наличие на стенах резервуаров с сухими или влажными противопожарными химикатами, с подсоединением под верхнюю панель, к самым потенциально пожароопасным внутренним частям кухонного оборудования.
В некоторых регионах действуют строительные нормы, требующие обязательного оборудования зданий спринклерной системой пожаротушения, которая при повышении температуры в помещении срабатывает автоматически, нагнетая воду через специальные встроенные форсунки. Правда, некоторые страховщики предусматривают меньший размер страховых выплат при наличии такой системы. Зато другие, наоборот, утверждают, что ущерб от воды может перекрыть выигрыш от предотвращения ущерба от возгорания, и на этом основании страховую премию не снижают.
Заключить договоры о страховании на случай пожара и временного простоя бизнеса.
Разработать план эвакуации с графическими схемами, показывающими, по каким направлениям в случае пожара должна производиться эвакуация людей из ресторанного зала и из служебных помещений.
Ежедневно производить чистку кухонного оборудования, особенно фильтров, наконечников, пространств под верхней панелью оборудования, чтобы там не скапливались легко возгораемые жир или масло.
Производить вывоз мусора и отходов до закрытия ресторана на ночь.
Научить помощников официантов во время очищения пепельниц тщательно проверять, хорошо ли затушены окурки.
Перед закрытием ресторана всегда проверять, выключены ли все агрегаты, в том числе грили, фритюрницы и пр.
Назначить в каждой смене ответственного за пожарную эвакуацию. В случае возгорания и эвакуации гостей и персонала он должен последним покидать помещение, проверив, не остался ли кто.
Разработать план восстановления бизнеса после пожара. В нем должны быть перечислены названия и контактные лица всех компаний — поставщиков ресторана, примерный список клиентов, а также контактные данные клининговых компаний, компаний, занимающихся восстановлением помещений после пожара, и т. д.