Да будет свет!
Цель изучения. Пояснить на примерах, как площадь и форма ресторанного зала, особенности сидячих мест, освещение и цветовая гамма влияют на посетителей ресторана.
Притягательность заведения общественного питания для посетителей во многом определяется царящей в нем атмосферой. Хорошо спроектированное заведение обычно характеризуется правильной планировкой, привлекательностью организации мест для посетителей, должным уровнем освещения и приятными тонами в оформлении.
Ресторан Lotus в Оклахома-Сити произвел фурор среди местной публики и приезжих оригинальностью светового дизайна. Ресторан располагается на территории заброшенных складов, на первом этаже старого пакгауза, которому не менее ста лет. И хотя само здание так и остается историческим, система внутреннего освещения служит потрясающим образчиком того, что передовые технологии при должной смекалке могут даровать бизнесу.
Светодизайнер Lotus Эрик Стюарт призвал в помощники бостонскую специализированную фирму Color Kinetics, и совместными усилиями они разработали оригинальную систему освещения зала В ее основе — технология использования светодиодов (СИД), которая позволяет «играть» со светом, иными словами, создавать динамичность освещения — и не только по интенсивности, но также по цветовым эффектам и дизайну.
Каждый столик в Lotus подсвечен матовым галогеновым светильником с приглушенным светом. А сам зал — это сцена для игры света. Световые эффекты сменяют друг друга в гармоничной последовательности, разноцветные волны света накатывают одна за другой, придавая залу попеременно то одно, то другое настроение, не уставая поражать воображение публики. Технологические особенности СИД позволяют программировать целые световые шоу, плавно сменяющие друг друга. Атмосфера зала все время меняется, создавая завораживающий эффект.
Несмотря на относительную дороговизну, технология на основе СИД обладает множеством преимуществ. Она позволяет превратить освещение в аттракцион для посетителей. Тот, кто хоть раз побывал в Lotus, щедро делится впечатлениями и приходит вновь, приводя знакомых. Немаловажен и тот факт, что такое освещение достаточно долговечно, имеет малую тепловую отдачу и требует минимального обслуживания и ремонта. Светодиодное освещение уже снискало славу ресторану Lotus и подарило отличный бизнес.
Источник: Wilson, Marianne, «Lotus Lights UP: LED Technology Creates One - of-a-Kind Dining Experience», Nation's Restaurant News, vol. 2, no. 2, pp. 12— 13, May 2003.
Вопрос для обсуждения. Как влияет на восприятие гостями ресторана освящение зала?
Контрастность освещения Контраст — это способность зрения отделять предмет от фона или поверхности, на которой он располагается. Освещение может быть прямым (непосредственно направленным), отраженным или точечным. Прямое освещение оказывает сильное воздействие, отраженный свет всегда мягче, а точечное задействуют для подсветки определенных объектов или деталей интерьера.
Необходимо обращать внимание и на разницу в уровне отражающей способности предмета, необходимого для выполнения производственной задачи, и окружающего пространства. Как бы странно это ни звучало, предмет на ярко освещенном участке, который окружен пространством с низкой освещенностью, не так хорошо заметен, как при меньшей разнице в освещенности. Поясним на примере кассирши за кассовым аппаратом: при ярком свете, падающем на клавиатуру, ей удобнее выполнять свою работу, если освещение пространства вокруг ее рабочего места будет меньше контрастировать с освещенностью клавиатуры. В идеале разница должна быть в пределах 10%, не больше! Иными словами, при том, что кассовый аппарат имеет отражающую способность в пределах 50—60%, аналогичный показатель для окружающего рабочее место пространства должен составить 40—50%. Правильно выбранный уровень освещенности способствует повышению производительности труда и уменьшает брак в работе.
Яркость освещения Существует два основных типа освещения: лампа накаливания (обычные, традиционные электролампы) и флуоресцентное (светильники дневного света). Последние дают света в 4 1/2 раза больше и срок жизни у них в 9—10 раз продолжительнее, чем у обычной электролампы. Однако искусственное дневное освещение не так эстетично. Обычный электрический свет усиливает тона красного спектра; интенсивность такого света легко менять при помощи реостата. Кроме того, в обычном электрическом свете пища выглядит привлекательнее и натуральнее, чем при мертвенном свете люминесцентных ламп.
Искусственный дневной свет подавляет большую часть цветового спектра, в результате чего тона голубые и зеленые доминируют над красным и оранжевым. От этого лица кажутся бледными, с землистым оттенком, а пища — какой-то серой и малосъедобной. В свете зеленых флуоресцентных ламп ростбиф кажется подозрительно зеленовато-серым, красные бока персика становятся фиолетовыми, креветочный коктейль — розовато-серым, а кофе приобретает противный грязно-зеленый оттенок.
А теплое живое пламя свечей дает свет, играющий бликами и придающий флер особой привлекательности и таинственности посетителям и блюдам. А кроме того, обогащает атмосферу нотами романтичности и придает ей интимность.
Чтобы свет в наибольшей степени благоприятствовал гостям заведения, источники освещения должны располагаться несколько ниже уровня глаз. Освещение под большим углом создает блики и делает заметными тени и морщины на лице. Этот эффект можно сгладить благодаря скатертям светлой расцветки — они отражают свет на неосвещенные части лица, тем самым уменьшая контраст.
В таких заведениях, как бары, существует явная взаимосвязь между уровнями освещения, шума и продолжительностью пребывания посетителей. Чем больше освещенность, тем сильнее шум и тем меньше у гостя желание задержаться. Как показывает опыт, уровень освещения в барах должен быть на 20—30% выше, чем в полносервисных ресторанах.
В танцевальных клубах благодаря сочетанию света и звука создается особый эффект. В ранней молодости дискотек (в 1960-х) танцевальные заведения тратили на звуковые эффекты до 90% своего бюджета. Но, учитывая, что восприятие в основном ориентировано на визуальный канал восприятия, сегодня, как правило, 80—90% бюджета тратится на световые эффекты, а на музыку — 10—20%. В современных заведениях на танцпол (если, конечно, он у них есть) обычно приходится 50—60% всего бюджета на освещение, в зависимости от того, насколько актуальна задача привлечения посетителей к танцам.
Подбирая подходящий тип освещения для заведения, следует придерживаться простого логического порядка: сначала определиться с типом освещения, а потом покупать лампочки; сначала выбирать лампочки, а потом арматуру и светильники. Есть неплохой способ продлить срок эксплуатации лампочек: запроектировать светильники, рассчитанные на лампочки большей мощности, а использовать в них лампочки меньшей мощности, что позволит приглушить яркость освещения. Предположим, для освещения вестибюля можно приобрести светильники, рассчитанные на 150-вт лампочки, а вкрутить лампочки по 75 вт — увидите, они прослужат дольше! Это особенно важно на участках, где к лампочкам затруднен доступ и частая замена нежелательна. Кстати, простота замены перегоревших лампочек тоже должна учитываться.