Обслуживание и маркетинг
Цель изучения. Описать обязанности и обязательства бригадира официантов, официанта и его помощника в обеспечении качественного обслуживания.
Заманить посетителей в ресторан — это лишь первая из множества сложных задач, стоящих перед ресторанным оператором. Следующая, куда более сложная, — убедить клиентов прийти снова. Для этого требуется найти и поддерживать оптимальное сочетание атмосферы заведения, предлагаемого меню и, что важнее всего, — предупредительного персонала. Только так можно добиться лояльности клиентов и частых повторных посещений.
Руководству следует наделить официантов определенными полномочиями. Они должны чувствовать личную ответственность и причастность к решению задачи удовлетворения клиентов во что бы то ни стало. Менеджерам следует всеми способами акцентировать маркетинговый аспект деятельности официантов. Иными словами, сам официант должен служить лучшей рекламой своего заведения и быть ориентирован на превышение ожиданий посетителей — это наилучший способ завоевать их расположение и превратить в постоянных клиентов.
Еще один способ достижения лояльности клиентов — обращаться с каждым так, будто он VIP-персона, независимо от того, кем он на самом деле является. Если официант запомнит имя клиента и будет обращаться к нему по имени, шансы, что он снова придет в ресторан, возрастают. Узнать имя очень просто: можно заранее просмотреть книгу заказов, прочитать имя на кредитной карточке или просто спросить: «Простите, а как ваше имя?» Поинтересоваться именем человека — значит проявить интерес к его персоне, показывая тем самым, что он очень важен для заведения, что оно ценит его решение прийти сюда.
Говорят, что глаза ненасытнее желудка — в отношении посетителя ресторана это на сто процентов верно, особенно когда он голоден. Ничто так не подстегивает желание заказать побольше, как аппетитно разложенные на большом блюде десерты. Если поднести такое блюдо к вновь прибывшему гостю, который только сел за столик, возрастают шансы увеличить итоговую сумму чека. Должным образом обученные работники зала способны весьма эффективно продвигать наименования основного меню или блюда дня, что-то предлагать и создавать высокий класс обслуживания.
Ресторанный оператор должен относиться к своему персоналу как к ценному активу. В силах официанта сделать так, чтобы клиент с радостью возвращался в заведение. Но он же способен раз и навсегда отвадить клиента. Только глубокое понимание важности роли обслуживающего персонала как людей, представляющих заведение, от стараний которых зависит его репутация, — вот ключ к созданию самого лучшего, самого благоприятного впечатления от посещения ресторана.
Источник: Asbury, Bill, and Jim Matorin, «Basic Training: Independents Must Teach Staff Marketing, Customer Service Tactics to Survive», Nation's Restaurant News, vol. 36, no. 35, pp. 26, 28, September 2, 2002.
Вопрос для обсуждения. Каким образом официант может сочетать обслуживание с маркетинговыми приемами?
Возможность контролировать свою работу Стрессов и напряжения у обслуживающего персонала значительно меньше, если он имеет возможность как-то влиять на процесс обслуживания и до некоторой степени контролировать сложные ситуации. Удовлетворенность гостя, как мы уже отмечали, зависит от усилий многих работников: от хостесса (или хостессы), который(ая) принимает заказы и рассаживает гостей в зале, от помощника официанта, который красиво и аккуратно сервирует стол, от поваров, приготовивших заказанные блюда, от официанта, который подает их. Но если на любом из этих участков произойдет сбой, жалобы выслушивать будет официант. Поэтому ему следует предоставить определенные полномочия разрешать конфликт или исправлять ситуацию. Вместо того чтобы пересказывать суть жалобы менеджеру и выслушивать его указания, официант сам решает, что предпринять в ответ на жалобу, чтобы гость ушел удовлетворенным. В результате ускоряется время реагирования на жалобу гостя, он убеждается, что ресторан готов немедленно исправить любое упущение, а официант со своей стороны чувствует ответственность и лучше мотивирован, потому что уверен, что может повлиять на качество обслуживания.
Работа в команде В среде персонала ресторана всегда существовали традиционные линии соперничества: руководство и персонал; персонал кухни и персонал, обслуживающий клиентов, — это в целом, а в частности, например, помощник официанта и посудомойщик. Однако качественное обслуживание возможно только в случае согласованных действий всего персонала. Неправильно, если повара считают, что их обязанность сводится только к тому, чтобы приготовить блюдо, неважно, в какой срок, им и дела нет до того, что клиент уже ждет — пусть с этим официант разбирается. Другой пример — в зале постоянно не хватает столовых приборов, и чтобы не вызвать неудовольствия клиентов, официантам приходится припрятывать часть приборов, чтобы не ждать, пока мойщики выполнят свою работу.
И получается, что одни работники словно воюют против других, забывая, что их задача — действовать объединенными усилиями в реализации общей цели. Сплотить коллектив, создать климат, благоприятствующий совместной дружной работе, — важнейшая задача менеджера ресторана. Том Питерс в связи с этим заметил, что если персонал обслуживает не гостя, то ему надо лучше обслуживать того, кто его представляет. Такая постановка вопроса недвусмысленно указывает всем работникам на важность объединения усилий ради качественного обслуживания гостя.