Отсутствие стандартов
Стандарты обслуживания у ресторанного оператора могут отсутствовать по нескольким причинам: руководство не причисляет качество обслуживания к стратеГическим целям; руководство уверено, что сервис в принципе не может соответствовать ожидания клиентов; сам процесс обслуживания невозможно подвести под сколько-нибудь упорядоченные стандарты; стандарты существуют, но строятся на представлениях руководства, не учитывая ожиданий клиентов.
Позиция руководства Помните, в начале книги приводилось кредо розничной сети J. C. Penney: «Если вы удовлетворяете клиентов, но не можете обеспечить прибыль, вы рискуете в самом скором времени вылететь из бизнеса; если же вы обеспечиваете прибыль, но не можете удовлетворить клиентов, вы рискуете в самом скором времени лишиться клиентов». Весь вопрос в том, что из двух первостепенно — удовлетворение клиентов или получение прибыли? Ресторатор ведет свой бизнес ради того, чтобы делать деньги. А обернется ли прибыльностью высокое качество обслуживания? В книге In Search for Excellence («В поисках совершенства») Питерс и Уотерман (Peters and Waterman)7 привели сравнение итогового показателя прибыльности компаний, которые делали основной упор на финансовые цели — рентабельность инвестиций, чистую прибыль и прочее в том же духе — с прибыльностью компаний, которые сосредоточивались главным образом на нефинансовых целях — например, на качестве обслуживания, опрятности, чистоте. И что же оказалось? У компаний, которые ориентировали персонал на нефинансовые цели, показатели итоговой прибыли были лучше, чем у тех, что на первый план ставили финансовые цели. Секрет, как объясняли представители первых, в том, что персоналу легче представить себе, к чему стремиться, и соотнести эти цели со своей повседневной работой. Для них такое понятие, как качественное обслуживание, естественно, куда ближе, чем довольно туманная «рентабельность инвестиций», поэтому они поддерживали программу совершенствования обслуживания с куда большим энтузиазмом, чем если бы это была программа совершенствования прибыльности.
Таким образом, первое и самое главное, что должно сделать руководство ресторана, — объявить качественное обслуживание важной стратегической целью. По мнению авторитетного в этой сфере Вэлари Зейтамль (Zeithaml) и ее коллег, выделяются пять аспектов сервиса8.
1. Материальные ценности — физическое состояние заведения обслуживания, оборудование, система связи, кадры.
2. Надежность — способность оказывать обещанные услуги надежно и точно.
3. Отзытчивость — готовность оказать помощь клиенту и немедленно предоставить услугу.
4. Гарантированность — знания и обходительность персонала, способность работников учреждения обслуживания вызывать у клиента доверие и уверенность в их профессионализме.
5. Сочувствие — заботливость персонала, умение подходить индивидуально к каждому клиенту.
К материальным ценностям ресторана можно отнести чистоту в туалетных комнатах, опрятность персонала, а также и то, насколько легко клиент понимает счет, который после трапезы приносит официант. Второй аспект, надежность, находит выражение в таких вещах, как наличие свободного столика в переполненном зале для клиента, у которого ресторан заранее принял заказ на столик, или бифштекс, приготовленный именно так, как просил клиент, или правильно подсчитанная сумма счета. Когда работник ресторана быстро устраняет допущенные промахи или с готовностью, вежливо и обстоятельно отвечает на вопросы гостя о каких-либо блюдах в меню, ресторан демонстрирует третий аспект сервиса — отзывчивость на требования клиента. Четвертый аспект, гарантированность обслуживания, воплощается в знаниях и профессионализме, демонстрируемых работниками, в вежливом обращении и дружелюбности, а также в предоставлении ими гарантии того, что клиент останется доволен. Наконец, сочувствие проявляется в том, что клиент всегда может обратиться к работнику с вопросами, просьбами, а тот, в свою очередь, всегда доступен и разговаривает с гостем на понятном ему языке (не перегружая свою речь профессиональным жаргоном или специальными терминами), и вообще, искренне старается понять индивидуальные его потребности.
Как показали опросы клиентов предприятий обслуживания (за исключением общественного питания), из пяти рассмотренных выше аспектов в качестве самого важного была указана надежность, а следующим по значимости — такой аспект, как отзывчивость. Материальные ценности оказались наименее важными, хотя все пять аспектов были признаны потребителями как имеющие критическое значение для сервиса. При изучении мнений клиентов туристической индустрии9 самыми значимыми ожиданиями в том, что касается обслуживания, были названы (в баллах по шкале от 1 до 7): для ресторанов, обслуживающих туристов, — гарантированность (6,33 балла) и надежность (6,18). А в том, что касается эффективности, самыми значимыми ожиданиями в отношении ресторанов были материальные ценности (5,69 баллов) и гарантированность (5,43).