В поисках обратной связи
Цель изучения. Определить методы выявления проблем обслуживания.
Ресторанным операторам следует предоставить своим клиентам возможность направлять им информацию обратной связи, для чего нужно организовать линии открытых коммуникаций. Чтобы узнать мнение посетителей, можно задействовать такие коммуникационные инструменты, как карточки отзывов и опросы. Это позволит выявить проблемы в обслуживании и наметить пути их устранения.
Операторы организации питания в колледжах могут опробовать эффективность другого инструмента — онлайновых опросов. Аналитическая маркетинговая фирма Food Insights (г. Мемфис, штат Теннеси) разработала специальную программу, позволяющую представителям этого отраслевого сегмента измерять, насколько студенты удовлетворены предоставляемым ими питанием. Студенты имеют возможность выразить свое мнение об изменениях или новых наименованиях в меню.
Доступ к опросу можно получить на web-сайте провайдера питания — студентам это не составляет особых трудностей. Благодаря сведениям, которые обеспечивает действующий в непрерывном режиме опрос, оператор питания имеет возможность быстро реагировать на пожелания и потребности студентов. Как и всякое средство обратной связи, этот онлайновый опрос — отличный способ выявить направления совершенствования сервиса.
Пример начинания Food Insights демонстрирует, как оператор одного из отраслевых сегментов предпринимает усилия, чтобы выявить проблемы в своем сервисе. А между тем все участники отрасли общественного питания непременно должны знать, что существует возможность расхождения их собственных представлений о хорошем сервисе и представлений клиентов. Разработка системы, обеспечивающей поступление информации обратной связи, положительно повлияет на взаимоотношения ресторанного оператора со своими клиентами и в конечном счете на его финансовое здоровье.
Источник: King, Paul, «Colleges Use Online-Survey Method to Tap into Students Opinions», Nation's Restaurant News, vol. 36, no. 37, p. 20, September 16, 2002.
Вопрос для обсуждения. Почему так важно предоставить клиентам заведений общественного питания возможность высказывать свое мнение о сервисе или указывать на его проблемы?
55% потребителей указывают, что по крайней мере один раз за прошедшие 12 месяцев им довелось испытать негативный опыт от посещения заведения общественного питания, да притом такой, что они твердо решили больше никогда не ходить в это место. Для респондентов — семей с детьми — этот показатель составляет 60%.
Источник: Foodservice 411 (R&I 2004 Tastes of America Survey), November 5, 2005, Http://www. foodservice411.com/rimag/archives/2005/10a/consumer-loyalty. asp? dt=1
Восходящая коммуникация У операторов ресторанного бизнеса внутренние коммуникации, как правило, нисходящие: от руководства к сотрудникам, вплоть до низового звена. Ресторанные менеджеры слишком часто уверены, что сами знают, как решить проблемы, и мнением работников особо не интересуются. А некоторые и вовсе читают ниже собственного достоинства обращаться за советом к своим подчиненным. А между тем работники, находящиеся на переднем крае сервиса, соприкасаются с клиентами куда чаще, нежели руководство. Они лучше всего знают, какие аспекты деятельности ресторана и какие блюда больше всего нравятся или не нравятся клиентам. Введение такой системы, которая позволила бы руководству услышать мнение своих работников, требует определенных управленческих действий. Следует поощрять сотрудников, работающих непосредственно с клиентами, высказывать свои предложения по улучшению деятельности заведения. Должна быть предусмотрена система поощрения полезных идей по совершенствованию сервиса, причем всех идей, а не только тех, которые полезны с точки зрения руководства. Только специальное вознаграждение за ценную идею и оперативная ее реализация в практику способствуют тому, чтобы поток идей не иссякал.
В большой степени успех подобной системы будет зависеть от того, как руководство принимает дурные вести, а именно сообщения о проблемах в обслуживании. Если в реакции начальства будет преобладать карательный аспект (найти нарушителя и строго наказать), у работников не будет никакого желания сообщать наверх о недостатках обслуживания. Напротив, если руководство сделает упор на выявление причин сбоя и выработку мер по устранению почвы для подобного в будущем, персонал более охотно будет делиться с руководством проблемами в сервисе.
Уровни руководства Чем дальше от клиентов с их нуждами отстоят те, кто принимает решения по вопросам работы ресторана, тем больше вероятность, что они утратят понимание того, что для клиентов самое важное. Сегодня многие организации упрощают организационную структуру, избавляясь от лишних управленческих уровней в стремлении как урезать операционных затраты, так и стать ближе к своему потребителю.