ИНТЕРНЕТ
В следующем десятилетии значение Интернета как источника информации и эффективного средства рекламы неизмеримо возрастет. Для максимального использования преимуществ web-сайта как места размещения рекламы рекомендуется по возможности завуалировать (или хотя бы приглушить) рекламный аспект его контента и вывести на первый план информационный аспект. Пользователи, как правило, сейчас же сворачивают сайт, если им кажется, что он слишком агрессивно рекламирует что-то. Цель ресторатора в том, чтобы побудить пользователя (а это — потенциальный клиент) добавить сайт ресторана в свою папку «Избранное» и поместить его электронный адрес в адресную папку своей электронной почты. И конечно, чаще посещать сам сайт. Разработка сайта должна быть включена в перечень маркетинговых мероприятий и согласована с ними. Например, желательно поместить на электронной странице ресторана ссылки на его рекламу в газетах, а она, в свою очередь, обязательно должна содержать не только физический, но и электронный адрес заведения. Очень важно, чтобы сайт сразу производил впечатление — путешествующие по сети пользователи иногда задерживаются на очередной странице не более пяти секунд. Чтобы подольше задержать случайного посетителя на своем сайте, предложите ему что-нибудь интересное, например разместите яркий баннер, предлагающий рекомендации по подбору вин к тем или иным блюдам или рассказывающий об особенностях сыров, о марках коньяков и т. п.
Не следует забывать, что сайт должен быть дружелюбен к пользователю — механизм перемещения по нему должен быть простым и понятным, а скачивание страниц — простым и быстрым. Понятно, что информация на сайте должна регулярно обновляться, тем самым поощряя к повторным визитам. Профессиональным сетевым этикетом считается размещение на сайте ссылок на тематически связанные сайты. Как уже говорилось, сам по себе web-сайт особой пользы не приносит, он действен только в сочетании с другими видами рекламы, а посему адрес сайта должен непременно присутствовать во всех рекламных объявлениях, на всех рекламных материалах, на бизнес-карточках заведения, в его меню, в справочниках. Самые продвинутые заведения предлагают на своей web-странице опцию предварительного заказа столика.
Современные рестораны постоянно модернизируют и совершенствуют свои сайты, постепенно переходя от голой рекламы к размещению интересной информации, которая заинтересует и расширит кругозор посетителей. Так, на сайте McDonald's посетителям предоставляется возможность заранее определить питательную ценность и калорийность блюд, которые он хотел бы отведать в заведении. Достаточно поместить выбранные блюда в виртуальную пользовательскую корзину, и высветится суммарная калорийная ценность и содержание жиров.
Для оценки эффективности рекламной силы сайта некоторые рестораны указывают на нем номер бесплатного телефона своего заведения, позаботившись, чтобы этот номер не был бы указан во всех остальных рекламных материалах. Отслеживая число звонков по этому номеру, ресторатор получает ясное представление об отдаче вложенных в разработку сайта средствах. Подсчитано, например, что для присутствия в сети требуются инвестиции в размере не менее 4—5 тыс. долл.10
Интернет может использоваться также как инструмент активизации ресторанного трафика в часы затишья посредством предложения скидок. Так, в рамках партнерской программы Dining Privileges держателям премиальных пластиковых карт Visa Signature предоставляется право на скидки в ряде ресторанов в неурочные часы, возможность делать онлайновые заказы блюд и преимущество получить столик в ресторане в пиковое обеденное время11. Для привлечения бизнес - клиентов в часы затишья рестораны используют гибкие или дифференцированные (ассортиментные) цены в зависимости от времени дня. Поскольку с практической точки зрения неудобно указывать в меню разные цены на каждое блюдо, скидки обозначаются в виде процента в зависимости от времени дня. Обычно они составляют от 15 до 30% общей суммы заказа (за исключением налога и чаевых). Рестораны, участвующие в таких партнерских программах, отчисляют в пользу сервисной компании-партнера ежемесячную плату плюс небольшую сумму за каждый полученный ею заказ в непиковые часы.
Все больше ресторанов поддерживают контакты со своими клиентами по электронной почте. Есть специализированные фирмы, предлагающие услуги по электронной рассылке. Так, компания Fishbowl ежемесячно рассылает более 2 млн электронных посланий от имени 60 ресторанных сетей. За это сети платят начальный единовременный взнос и ежемесячный гонорар, размер которого увязан с величиной базы данных ресторанной сети. Fishbowl сообщает о вполне позитивных результатах этого сервиса.
Применение интернет-мемов в рекламе