Анализ состояния ресторанного рынка с помощью контрольных вопросов
Цели изучения. Научится, проводить анализ клиентов, заведения и конкурентов. Сопоставить и выявить особенности разных методов сегментирования рынка.
Следующие контрольные вопросы позволяют операторам ресторанного бизнеса собрать данные и проанализировать состояние ресторанного рынка. Учитывая, что условия рынка — один из определяющих факторов прибыльности любого заведения общественного питания, этот список послужит хорошим подспорьем для рестораторов в выполнении этой задачи и позволит им принимать более адекватные решения как по текущим вопросам деятельности, так и в области инвестиций.
Конкурентоспособность
Местоположение
S Возможность добраться общественным транспортом
Близость к источникам спроса (к целевым потребителям?) Хороший обзор вывесок и наружной рекламы
Удобство подъездных путей Наличие парковки
Комфортность
S Внешний вид ресторана и его соответствие тематической направленности Интерьер ресторанного зала и его соответствие тематической направленности
Просторность
Чистота, санитарное состояние Меню
S Тематическая направленность
Разнообразие ассортимента и широта выбора
Фирменные блюда Напитки
Ценовой уровень и восприятие ценности
Качество пищи S Вкусовые качества Размер порций Сервировка стола
Постоянство (стабильность) качества
Обслуживание У Дни работы ресторана У Часы работы У Скорость обслуживания У Предлагаемый дополнительный сервис
У Стиль обслуживания У Качество обслуживания
Общая информация У Количество посадочных мест У Наличие банкетного зала У Развлекательная программа У Отзывы ресторанных критиков/место в рейтингах
У Репутация заведения в ближайшей округе
У Методы рекламы и продвижения продаж У Бизнес расширяется или сокращается? У Характеристики клиентуры (возраст, уровень доходов, происхождение и пр.) У Количество посетителей, обслуживаемых в завтрак, ланч и обед
Местоположение
Описание непосредственной территории У Проживающее население и его коммерческий профиль У Особая притягательность данного района
У Бизнес, имеющийся в округе
Близость к потребителям и конкурентам У Основные потребители (розничные предприятия, офисы, жилые массивы, больницы и т. п.) У Численность потенциальных клиентов с разбивкой по сегментам в пределах радиуса в одну, две, три мили от заведения и т. д. У Перечень прямых конкурентов
Интенсивность движения в округе У Планировка улиц и дорог У Интенсивность уличного движения/движения по скоростным трассам
У Интенсивность пешеходного трафика У Периоды максимальной интенсивности движения/периоды затишья
Удобство подъезда
У Близость главных улиц и скоростных
Магистралей У Простота въезда/выезда У Возможность добраться пешком У Доступный подъезд для инвалидов
Обзорность
У Обзорность ресторана с ближайших
Скоростных магистралей У Действенность наружной рекламы У Благоустроенность прилегающей зданию ресторана территории
Прочие аспекты
Развития ближайшей |
У Особенности экологического состояния района У Перспективы округи
Анализ рынка (района охвата обслуживанием)
Географический аспект района охвата У Радиус зоны охвата обслуживанием
(одна, две, три и т. д. мили) У Район охвата в графическом изображении на карте
Демографические характеристики У Численность населения в районе охвата У Тендерный состав населения У Этнический состав У Группы населения по уровню семейного дохода
У Матримониальный статус населения У Уровень образования
Экономические характеристики У Точки продаж еды и напитков У Индекс активности ресторанного бизнеса (Restaurant Activity Index, RAI[3])
У Индекс роста ресторанного бизнеса
(Restaurant Growth Index, RGI*) У Уровень занятости населения У Сезонные факторы динамики численности населения в районе охвата и приток туристов
Характеристики рынка труда района охвата
У Уровень заработка местного населения
У Наличие рабочих мест У Типы доступных рабочих мест
Предпочтения в питании вне дома и стиль жизни жителей района У Опросы местного населения У Привычки в питании местных жителей в других местных заведениях общепита.
Источник: Michigan State University Extension, «Restaurant Market Analysis» Http://www. msue. msu. edu/msue/imp/modtd/33702004.html (May 12, 2004).
Вопрос для обсуждения. Как подобные вопросы по анализу рынка могут помочь в ресторанном бизнесе?
* Restaurant Growth Index — оценивает перспективы развития ресторанного бизнеса в данном районе. Это соотношение спроса и предложения услуг общепита. Вычисляется как отношение местного спроса к доле данного района в совокупном объеме продаж общенационального общепита. Умножается на 100. — Прим. перев.
Сетка доходов При выборе прибыльных рыночных сегментов для действующих ресторанов удобно воспользоваться такими инструментами, как сетка доходов и анализ деятельности. Сетка доходов показывает, какой доход приносят те сегменты, которые ресторан обслуживает в настоящее время. В маркетинге существует полезное практическое правило: «привлекай потребителей, аналогичных тем, кто уже стал твоим клиентом». В силу неких причин ресторан обычно привлекает клиентуру со сходным профилем. Анализ существующей клиентской базы в разбивке на категории в зависимости от того, какой объем продаж она приносит заведению, — прекрасный способ приступить к анализу будущего потенциала заведения. Проще говоря, определите, кто ваши клиенты, и постарайтесь найти и привлечь больше людей такого типа.
Еще один проверенный метод выбора целевых сегментов — анализ деловой активности ресторана, показывающей, в какие периоды бизнес идет активно, а в какие — наступает затишье. Далее проводится анализ рынка на предмет поиска потенциально выгодных сегментов, представители которого имеют обыкновение посещать предприятия общественного питания как раз в те периоды, когда в вашем собственном ресторане наблюдается спад посещаемости. Отобранные сегменты следует оценить по указанным критериям и выбрать те, что подходят вашему ресторану. А дальше — действовать в выбранном направлении.