Маркетинговый аудит
Маркетинговый аудит включает три компонента: анализ клиентов, анализ деятельности заведения и анализ конкурентов. Исходя из вышеприведенных определений маркетинга, в первую очередь следует сосредоточиться на клиентах.
Клиенты Смысл анализа клиентов, заведения и конкурентов в том, чтобы составить профиль потребителя и объективно оценить, насколько эффективно по сравнению с конкурентами данное заведение удовлетворяет потребности клиентов.
Информация о клиенте исчерпывается следующими вопросами.
• Откуда они прибыли?
• Когда они посещают заведение и когда принимают решение об этом?
• Как они добираются до ресторана?
• Почему они приходят и насколько остаются удовлетворенными?
Эти данные можно почерпнуть: из истории продаж (торговая история); от работников, менеджеров и руководства заведения; у самих клиентов, а также из внешних источников исследований. Что касается первого источника (истории продаж), то ее следует отдельно вести по следующим шести сегментам посетителей, в зависимости от вида приема пищи и дня недели4: (1) завтрак по будням: понедельник — пятница;
(2) ланч по будням: понедельник — пятница;
(3) обед по будням: понедельник — четверг;
(4) завтрак по выходным дням: суббота, воскресенье;
(5) ланч по выходным дням: суббота, воскресенье;
(6) обед по выходным дням: пятница — воскресенье.
Обратите внимание, что применительно к завтраку и ланчу рабочими днями считаются дни недели с понедельника по пятницу, тогда как применительно к такому виду приема пищи, как обед, пятница считается выходным днем. Это обусловлено особенностями трапезы: с точки зрения посетителей, вечер пятницы относится не к рабочей неделе, а уже к уик-энду.
В истории продаж ежедневно должны фиксироваться следующие сведения:
• число посетителей;
• суммарный объем продаж в денежном выражении;
• количество подач еды и напитков;
• количество проданных порций напитков;
• количество проданных порций закусок;
• количество проданных порций сопутствующих (дополнительно к основному) блюд;
• количество проданных порций десертов;
• численность посетителей во время завтрака;
• объем продаж посетителям, пришедшим на завтрак (в денежном выражении);
• численность посетителей во время ланча;
• объем продаж посетителям, пришедшим на ланч (в денежном выражении);
• численность посетителей во время обеда;
• объем продаж посетителям, пришедшим на обед (в денежном выражении);
• средняя стоимость проданного основного блюда;
• средняя сумма чека;
• количество напитков, закусок, сопутствующих блюд и десертов на одного клиента;
• средняя сумма чека за завтрак, ланч и обед;
• процент дневного объема продаж от объема продаж за неделю;
• процент продаж завтраков, ланчей и обедов от дневного объема продаж;
• процент продаж в рабочие дни и по выходным от недельного объема продаж. На основании этих данных обычно определяют, сколько посетителей обслужило заведение, сколько денег они тратят, что заказывают, как меняется объем продаж в течение недели. Последующий анализ позволяет выявить периоды повышенной активности бизнеса, и главное — периоды затишья. Кроме того, на основе этих сведений можно определить конкретные задачи по улучшению продаж отдельных блюд, а также по повышению посещаемости.