СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ О ВНЕДРЕНИИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
Опыт подготовки общекорпоративного бизнес-плана на год (1996 - 1999гг.)
Плановый год — 1996. В этом году впервые был составлен общий бизнес-план ОАО «ЗЭиМ». Структура его состоит из следующих разделов:
1) отрасль, к которой относится предприятие (приборостроение) и прогноз перспектив;
2) система целей компании (общие цели, цели в области маркетинга, финансов, производства, персонала);
3) продукция и услуги;
4) рынки и планы маркетинга, прогнозы объемов продаж;
5) стратегия маркетинга, выражения через ценовую политику, типы каналов товародвижения;
6) структура компании и состав персонала;
7) организация производственной деятельности и технологий;
8) планы финансирования: финансовые потоки в 1996 г.;
Прогнозный баланс 1996 г., план прибылей и убытков; источники финансирования; финансовые потоки (кеш-флоу); необходимые инвестиции в 1996 г.; прогнозные финансовые показатели;
9) риски и их оценка (Прил. 2. Табл. 3).
Много сложностей возникло при составлении отдельных разделов, относящихся к описанию состояния и действий во внешней среде: сегментаций рынков, конкурентных позиций и стратегий конкуренции, стратегий маркетинга и конкретизации маркетинговых планов, оценке рисков. Перечисленные разделы или пришлось набрасывать крупными штрихами, заполняя пробелы теорией, или же мириться с невозможностью пока наполнить их полезным содержанием. Как следствие, нереальными оказались маркетинговые и финансовые цели. Отношение многих из управленческого персонала к составлению данного документа сформировалось как к побочной дополнительной работе по указанию сверху. То, что писалось, ни к чему не обязывало — так думали они. Некоторые службы многократно срывали сроки выполнения заданий по причинам недостатка информации, сложности самого планирования из-за отсутствия связей и ориентиров, исходящих от смежных подразделений, отношения скрытой оппозиции.
Приложение 2. Таблица 3 Изменения в структуре бизнес-плана за 1996 — 2002 гг.
|
1996 г. |
2002 г. |
2. Рынок н маркетинг |
2. Рынок н маркетинг |
План маркетинга Сегментация рынка Характеристика конкурентов Конкурентная стратегия. Конкурентные преимущества Трудности освоения НОВЫХ рынков |
2.1. СВОТ-анализ 2.2. Ассортиментная политика: - План маркетинга - Объем продаж - Сегментация рынка в продуктовых направлениях: Расх Приборы; контролеры МЭО; Газовые счетчики; инжиниринг; Запорные системы, арматура с приводом - Экспорт - Новые рынки - Характеристика конкурентов. Конкурентная стратегия. Конкурентные преимущества |
3. Стратегия маркетинга Ценовая политика. Каналы товародвижения. Смета затрат на маркетинг' |
3. Стратегия маркетинга Ценовая Каналы товародвижения. Партнеры |
4. Компания Статус компании. Состав совета директоров (распределение обязанностей). Права собственности. Организационная структура управления. Правление. оплаты труда управляющих. Изменение организационной структуры управления. Консультанты. Краткая биография президента и вице-президента. Структура и численность персонала |
4. Совершенствование менеджмента Статус компании Состав совета директоров (распределение обязанностей) Права собственности Организационная структура управления. Правление. Принципы оплаты труда управляющих Изменение структуры Развитие центров финансовой ответственности Консультанты Людские ресурсы План менеджмента |
5. Производственная деятельность Организация производства. Узкие места. Обеспечение сырьем. Краткое описание используемых производственных Технологий. Краткое новых технологий и приобретаемого оборудования для использования в 1996 г. |
5. Производственная деятельность Организация производства. Узкие места. Обеспечение сырьем. Издержки. Бюджета развития |
6. Финансирован не Финансовые потоки. Прогнозный баланс, План прибылей и убытков. Источники финансирования. Кеш-флоу. Необходимые инвестиции. Прогнозные финансовые показатели |
6, Финансирование Система бюджетирования Денежный поток Прогноз прибылен и убытков Прогнозный баланс Прогнозные показатели |
28-830 |
433 |
1996 г. |
2002 г.
7. Оценка рисков Приложения
Каталог продукции. Баланс прибылей и убытков компании за 1991 — 1995 гг. Финансовые показатели за 1993 — 1995 гг. или 1991— 1995 гг.
7. Оценка рисков Приложения
Каталог продукции
Баланс прибылей и убытков компании за 1996 — 2002гг:
Финансовые показатели за 1991 — 1998 гг. и за 9 месяцев 1999 г. План НИОКР (конфиденциально)
Плановый период — 1997 г. Вторая попытка оформления бизнес-плана по срокам выполнения была более успешной. Бизнес-план на 1997 г. был составлен к началу февраля 1997 г. Структура документа претерпела изменения; так, был включен раздел в описании продукции обобщена информация под углом зрения направлений бизнеса (подраздел «Бизнес-направления»), изменено местоположение некоторых подразделов, выделен в подраздел прогноз по объектам продаж, в разделе «Компания» акцентирована информация о развитии ЦФО в подразделе «Изменения организационной структуры» и о развитии людских ресурсов.
Существенные изменения были внесены в раздел «Финансы» в связи с тем, что была радикально изменена сама система управления финансами предприятия. С 1997 г. широким фронтом начался переход на систему бюджетов. Все планы по продажам, формам оплаты за реализуемую продукцию, по капиталовложениям и развитию производственной базы, по налоговым платежам, закупкам ресурсов, оплате труда, социальным расходам др. были переведены в формат системы бюджетирования. Тем самым была установлена взаимосвязь целей компании, которые уже расписывались количественно по строкам бюджетов, причем взаимозависимость выразилась в доходах и затратах, т. е. затратные планы системы бюджетов расписываются с учетом размеров поступлений по планам (бюджетам), обеспечивающим доходы. И если, например, не выполняется бюджет продаж, соответственно сокращаются запретные статьи других бюджетов и корректируется все дерево системы бюджетов. Таким образом, данная система позволяет управлять
исходя из текущих возможностей на фоне реальных обстоятельств. Постоянно (в короткие промежутки времени) отслеживаются и прогнозируются: наличие денежных средств (денежный структура поступлений средств, финансовые результаты и баланс, проводится в динамике финансовый анализ деятельности.
На начало 1997 г. финансовыми и экономическими службами при содействии специалистов, причастных к выполнению бюджетов подразделений, была проделана большая работа по переходу на новую систему. Тогда же была составлена первая итерация финансового плана на год с разбивкой по кварталам и месяцам (первый квартал). Подсчет осуществляется в двух вариантах — пессимистическом и оптимистическом. Была распределена ответственность за составление и исполнение конкретных бюджетов (прил. 2, рис. 1). Кроме того, были откорректированы принципы оплаты труда, в соответствии с которыми размеры премиальных вознаграждений зависят от выполнения планов бюджетов. Система бюджетирования заработала с трудом; при этом возникли трудности. Количественное выражение планов требует подробной информации.
Чтобы заполнить строки бюджета продаж, необходимы знание прошлой статистики по номенклатуре, учет прогноза спроса на будущий плановый период с данными по структуре оплаты, учет целей, стратегий и программ маркетинга, расчет цен в соответствии с ценовой политикой по продуктам и пр.
Для планирования бюджета производства требуется сезонная информация о статистике продаж по каждой позиции номенклатуры и о структуре запасов на складе готовой продукции. Производство должно работать на корректировку структуры запасов, которая должна быть достигнута с помощью бюджетирования.
Кассовые бюджеты |
Сводные основные бюджеты |
Прил. 2, рис. 1. Дерево основного бюджета ОАО «ЗЭиМ»
Для планирования бюджета налоговых платежей необходима подробная информация о прогнозной структуре оплаты продукции и сроках оплаты, сводная прогнозная информация о доходах компании и вероятном наличии денег на счетах, о выплатах заработной платы и т. д.
Следовательно, для того, чтобы подробно планировать, нужна полная информация по количеству и срокам, которую не всегда можно было получить.
Производственным центрам финансовой ответственности, которые давно действовали по законам хозяйственного расчета, легче было вписаться в контур управления по бюджетам, чем функциональным службам офиса (например, отдел закупок, отделы маркетинга, продаж). Эти центры планируют ведение дел исходя из информации об обязательном заказе, планируют закупку материалов, выручку после согласования нормативов и расчета внутризаводских цен. Сложность заключалась в том, что необходимо было убедить заинтересованные функциональные подразделения в обязательности этой работы. Достаточно длительное время (примернодва месяца) составление бюджетов воспринималось как дополнительная нагрузка, которая нужна плановому отделу. 1998 г. отношение изменилось, пришло понимание того, что бюджет — это документ, по которому можно и нужно корректировать «жизнь».
Появилось осознание того, что если по доходной части бюджета происходит срыв плана, то нужно сокращать расходы другим службам или пересматривать источники дохода (изыскивать дополнительные каналы поступления средств). В этом заключается существо динамичной обратной связи. Корректировка бюджетов происходит ежеквартально.
Формат бюджетирования был освоен во II квартале. Более или менее реально план по методике бюджетирования был составлен в III квартале 1997 г. Ранее не было восприятия плана как руководства к действию. Сегодня технические службы и финансовый отдел стали относиться к этому процессу заинтересованно. Так, финансовый отдел уже привык к мысли, что информация о запланированных видах
Налоговых платежей полезна.
Например, информация о налоговых освобождениях отражалась в бюджете налоговых платежей (указывалась как кредит, полученный под уплату налогов).
В 1997 г. впервые удалось сформироватьсводный операционный бюджет. Поскольку были сводные операционные бюджеты по поступлению материальных ресурсов на склад, появилась возможность проанализировать динамику по кредиторской задолженности. Имея своевременную информацию о движении материальной продукции на складах, можно
Соответствующие строчки баланса. Начали составлять бюджет закупок — операционный и кассовый. Строчки актива баланса с информацией о запасах и запретах на закупку ресурсов были сформированы на основе информации из этих бюджетов. Под каждую строчку баланса появилась возможность сделать расчеты, поэтому было определено движение денег. Например, можно предполагать, какие платежи будут возможны и оплачены на определенную Счет прибылей и убытков тоже был получен расчетным путем. Итоговые формы определялись на основе комплекса операционных и кассовых бюджетов. Раньше планового баланса как такового не было вообще. Летом 1997 г. начали составлять прогнозный баланс на начало 1998 г. Если отдельныестроки не поддавались расчету, то их определяли по прогнозу.
Плановый период — 1998 г. В ноябре 1997 г. была подготовлена первая редакция бизнес-плана на 1998 г. На подготовку потребовалось около трех месяцев.
В связи с тем, что в этом году начал реализовываться диви - принцип построения организационной структуры с выделением бизнес-направлений по продуктам, а также появился новый уровень руководства в лице продуктовых менеджеров, координирующих сбыт и техническое развитие определенного вида продукта, соответствующим образом были настроены структурні и план подготовки бизнес-плана.
Продуктовый директор стал отвечать за составление разделов по своему продукту в части разработки целей, проведения СВОТ-анализа, сегментирования рынка продукта, обновления стратегии и плана маркетинга, технической политики. Ранее разработкой этих разделов занимался отдел маркетинга. Каждый продуктовый директор защищал перед Советом директоров свой минимальный бизнес-план (сокращенный вариант).
В раздел «Компания» включен план по совершенствованию системы менеджмента компании. Система целей компании дополнена подразделом целей по развитию менеджмента. В раздел «Производственная деятельность» введен новый подраздел «Характеристика бюджета развития», за составление которого отвечает главный инженер компании.
Следует отметить, что на переходном этапе формирования бизнес-единиц возникла проблема распределения функций, ответственности и информационного взаимодействия между отделом маркетинга и руководителями бизнес-единиц.
Организационные недоработки нарушают интересы сторон и в результате вредят общему делу.
С самого начала руководители пытались писать регламенты под каждый бюджет системы бюджетирования. Это долго не удавалось из-за организационной неразберихи, которая в какой-то степени характеризует внутреннее состояние любого реформируемого предприятия. В сентябре г. был утвержден регламент управления бюджетом продаж, а в ноябре — регламент управления бюджетом продаж и фирмами сбытовой сети ОАО «ЗЭиМ». Остальные регламенты завершены в 1998 г
В том же году была введена более жесткая ответственность руководителей за исполнение поставленных целей в бизнес- планах, которая экономически мотивировалась достижением планируемых результатов. Контракты, заключаемые с работниками фирмы, пересмотрены в пользу вводимых принципов управления. Но тут кроется опасность впасть в другую крайность, при скользящем планировании нельзя зацикливаться на точном исполнении бюджетов и строго карать за их невыполнение.
Параллельно с подготовкой бизнес-плана материнской фирмой «ЗЭиМ» всем зависимым малым предприятиям поручено представить на рассмотрение собрания учредителей собственные бизнес-планы.
Некоторые фирмы имеют опыт составления и реализации бизнес-планов (например, фирма «Ситалл» — производство датчиков для автомобилей, «ЗЭиМ»-Лайн» — производство автоконтролеров).
В 1999 г. структура и содержание бизнес-планов продолжали совершенствоваться (см. табл. 3.3). Прогнозные ориентиры этой работы приведены в Прил. 2, табл. 4.
Приложение 2. Таблица 4 Прогноз по внедрению системы бизнес-планирования, примерные этапы
1 этап |
II этап |
111 этап |
IV этап |
V этап |
VI этап |
Первичный |
Перелом |
Постановка |
Совершен |
Четкая |
Использо |
Опыт состав |
Сознания в |
Четких |
Ствование |
Регламента |
Вание |
Ления и зна |
Пользу |
Количествен |
Механизмов |
Ция процес |
Програм |
Комство с |
Необходи |
Ных задач и |
Контроля |
Сов ПОДГОТОВ |
Много |
Принципами |
Мости бизнес- |
Проработка |
КИ бизнес- |
Обеспечения |
|
Планирова |
Лланировання |
Планов |
Планов, его |
Для анализа |
|
Ния, требова |
(программ) |
Контроля. |
Среды. |
||
Ниями по |
На основе |
Корректиров- |
|||
Формату И |
Более |
Ки, сопряже |
|||
Содержанию |
Совершенной информации |
Ние регламентных корм с регламентами системы бюджети ро - вания |
|||
Ужесточение ответственности и совершенство ванне мотивации |
Наработка опыта — быстрой корректировки планов (поквартально) |
Информатизация Контроля за Планами Мероприятий |