Что значит управлять собой?
Этот раздел можно озаглавить «Забота о менеджере и поддержание его работоспособности», поскольку здесь предпринимается попытка установить, как с успехом удовлетворить требования жизни руководителя. Управление собой — сложная задача, поэтому полезно определить характерные черты руководителя, хорошо управляющего собой. Следующий ниже список открыт — добавьте в него все, что вы считаете важным для себя.
Здоровое тело
Отсутствие вредных привычек
Энергичность и жизнестойкость
Спокойный и сбалансированный подход к жизни и работе
Способность справляться со стрессом
Эффективное использование времени
Все аспекты управления собой взаимосвязаны, но для удобства мы исследуем проблему с четырех точек зрения: 1) поддержание физического здоровья, 2) рациональное распределение сил, 3) преодоление трудностей, 4) рациональное распределение времени.
ЭНЕРГИЯ И ЭМОЦИИ. Можно подорвать эффективность работы других, подавляя или унижая их, и можно блокировать рост своей эффективности, подавляя или не признавая свои чувства.
Многие менеджеры неспособны или не желают считаться со своими чувствами. Они отвергают эмоции как досадную помеху — нежелательное вторжение в деловой мир. Многие эмоции они считают отрицательными и были бы рады исключить их из своей деловой жизни: гнев, страх, ревность, самоунижение, ранимость. Эмоции, которые они признают (причины, по которым они считают их полезными и положительными), включают следующие:
Волнение: поскольку оно стимулирует активность.
Сопереживание: поскольку оно делает управление гуманным.
Заинтересованность: поскольку она помогает продвигаться вперед.
Любопытство: поскольку оно помогает осваивать новые сферы.
Уверенность: поскольку она добавляет солидности и изящества усилиям работников.
Опытные люди ценят все свои чувства и не боятся, например, выразить разочарование или гнев при расторжении контракта или расстроиться оттого, что уходит ценный сотрудник. Те же, кто стремится избежать выражения чувств, не дают разрядиться напряжению, неизбежно накапливающемуся в жизни руководителя. Подавляя часть своей натуры, они могут уменьшить уважение к себе, поскольку ведут себя, как «полагается», а не как им хотелось бы.
Бывает, что руководитель обладает развитой способностью выявлять и решать проблемы и пто же время в эмоциональном отношении остается ребенком. Это может стать серьезным недостатком, так как управленческая деятельность требует эмоционально зрелых людей. Один из способов изучения эмоционального развития связан с оценкой чьей-либо «силы». Про некоторых менеджеров говорят: он «слабый», «пустой», «мел - кии», «сырой», используя слова, характеризующие людей, которым не хватает уверенности в себе. Способность действовать уверенно, энергично и изобретательнотребует эмоциональной зрелости, которую можно определить как умение идти навстречу острым ситуациям, эффективно с ними справляться, не переживать из-за своих действий и знать, как их улучшить в следующий раз.
Научиться эффективно использовать и наращивать свои силы — сложная задача, но мы предложим вам некоторые рекомендации, которые уже пригодились другим.
Стремитесь изучить себя. Два важных фактора личности менеджера часто ограничивают его энергию и силы. Во-первых, менеджер, подавляющий свои эмоции, стремящийся вести себя не так, как было бы откровеннее, а так, как «следует», может лишиться природной уверенности. Во-вторых, силы менеджера могут быть заблокированы чем-то, что не получило решения когда-то в его ранние годы. Нужно изучить влияние детских переживаний и раскрепостить свою личность.
Не бойтесь выражать свои чувства. Трудно переоценить значение выражения своих чувств для поддержания здоровья и сил человека. Необходимо переживать, признавать и выражать свои чувства. Не выражая их должным образом, человек часто ощущает себя расстроенным, даже не зная отчего. У него затруднены отношения с окружающими, ухудшаются результаты, сокращается полнота ощущений от жизни.
Добивайтесь установления тесных личных отношений с окружающими. Общение с окружающими — это естественный и эффективный способ разрядить напряжение, получить поддержку и достичь гармонии в отношениях. Для большинства людей самые глубокие чувства — это те, которые связаны с окружающими, и тесные личные отношения с ними питают жизненную энергию человека.
Ищите вызов. Успех обычно увеличивает способность конструктивно использовать свою энергию. Многие наслаждаются, преодолевая трудности и «побеждая* вопреки препятствиям. С другой стороны, слишком большие трудности могут вызвать и обязательно вызовут истощение сил и угнетенное состояние, поэтому руководителям необходимо тщательно выбирать новые нагрузки, чтобы расширить свои возможности, а не подорвать их.
Спокойно принимайте свои неудачи и учитесь на них. Ошибаться и терпеть неудачи — это, видимо, неизбежно, так же как и вспоминать их потом с чувством глубокого сожаления. Однако неудачи дают возможность лучше узнать себя самого и исправить свои действия в будущем. Признание неудач — это необходимая составная часть человеческого опыта.
Оцените, чего вы стоите. Руководители должны вырабатывать реалистичное, но и оптимистичное отношение к себе. Раз уж негативное отношение с ним необходимо
Считаться, но положительное чувство собственной ценности должно выражаться свободно. Чтобы чувствовать положительный настрой, необходимо ощущение успеха, и менеджеры должны учиться ценить себя. Для этого необходимо время от времени праздновать свои удачи.
Наблюдение за собой — важный способ изучения своих сил. Руководители, желающие оптимально энер
Гию, должны действовать:
Продуктивно распределять те силы, которыми они располагают;
Выявлять все психологические барьеры, препятствующие увеличению запаса сил, что наиболее трудно, поскольку каждый человек привыкает работать на определенном уровне нагрузок и затрат энергии. Необходимо разрушить привычные образцы и заставить себя действовать с большей затратой сил. Это требует времени, но, позволив себе волнение, заинтересованность, другие чувства и свободно следуя им, можно многого добиться. В результате можно более четко идентифицировать и оценить все то, что мешает вам в работе.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ. Люди очень по-разному реагируют на затруднения. В как один может страшно расстроиться, потеряв часы, другой спокойно справляется с серьезной международной кризисной ситуацией, не чувствуя никакого потрясения. Полезно поразмышлять над влиянием затруднений на действия людей. Во всякой управленческой работе они время от времени возникают, но вот когда руководи - тель говорит, что он «в это обычно означает, что он чувствует себя неспособным подобающим образом справиться со своими обязательствами и требованиями ситуации.
Медики заинтересовались реакцией людей на затруднения и начали исследовать стрессовые проявления человека. Из их сообщений следует, что мы живем во времена возрастания стрессовых нагрузок. Большинство показателей стрессов и напряжений постоянно возрастает, в особенности вызванная ими заболеваемость. Во многих западных странах каждый пятый в тот или иной момент своей жизни вынужден обращаться за медицинской помощью в связи с нервными заболеваниями.
Словом «стресс» обычно описывается ощущение внутреннего давления с такими психическими проявлениями, как затрудненное дыхание и увеличение мускульного напряжения. Иногда организм реагирует на перегрузку изменением характера мозговой активности. Поскольку люди под влиянием стресса становятся более уязвимыми по отношению к ежедневным затруднениям, качество их работы снижается. В крайне стрессовой ситуации человек может становиться рассеянным или просто сдается и избегает нагрузки хотя бы мысленно. Полезно, однако, знать, что стресс — это реакция человеческого организма и в определенной степени ею можно управлять.
С другой точки зрения, стресс полезен, поскольку он стимулирует активность. Недостаточная нагрузка и нехватка острых ситуаций также могут привести к появлению личных проблем. Большинство людей нуждается в определенном уровне нагрузок, чтобы действительно заинтересоваться, и многие достигают в работе наиболее ценных результатов, испытывая затруднения. Есть данные, свидетельствующие, что недостаточное напряжение приводит к ухудшению морального состояния, низкой эффективности работы и нехватке самоуважения. Идеальная ситуация достаточно остра, чтобы стимулировать активность, но не предъявляет избыточных требований. В качестве примера приведем выбор инструктора человеком, желающим научиться катанию на лыжах. Слишком требовательный и грубый инструктор может вызвать страх и желание прекратить обучение, инструктор не доста
Точной заинтересованности. Начинающему требуется такой стиль обучения, такие препятствия и поддержки, чтобы возни-
Здоровое напряжение и желание развивать свое умение.
Разница в реакциях людей на одни и те же потенциально стрессовые ситуации заставляет исследователей углубляться в изучение причин, по которым одни менее подвержены стрессам, чем другие, в ситуациях, когда внешние требования примерно одинаковы. Медики обнаружили, что люди, относительно менее восприимчивые к порождающим стресс проблемам, избирают образ жизни, позволяющий им легко справляться с предъявляемыми к ним требованиями. Для тех, кто успешнее других управляется со стрессом, характерны следующие черты.
1. Они способны откладывать проблемы до того момента, пока не окажутся в состоянии справиться с ними. Напротив, подверженные стрессам зачастую не могут отвлечься, продолжая вращаться в круге проблем, волнуются из-за
Ности возможностей.
2. Они специально расслабляются для того, чтобы дать отдых телу и уму от физических и психических нагрузок борьбы со стрессом. При этом часто прибегают к перемене типа нагрузок, например, к интенсивным физическим занятиям или, наоборот, спокойным расслабляющим упражнениям.
3. Они способны бросить общий взгляд на события своей жизни, не теряя широкой перспективы и не утопая в мелких деталях ситуации.
4. Им удается управлять развитием стрессовых ситуаций, осуществляя реалистичное планирование и вмешиваясь в них так, чтобы не дать стрессу поглотить себя. Они имеют ясное представление о вероятном направлении развития событий и не теряются при возникновении проблем.
5. Они идут навстречу проблемам и готовы иметь дело с трудностями или неприятными вещами.
6. Они знают свои возможности и не позволяют себе перенапрягаться. Они знают, что определенный уровень нагрузок полезен и действует возбуждающе, но избыточные нагрузки рискованны и на них можно идти, только осознавая это.
7. Они не дают себе погрязнуть в состоянии депрессии, но предпочитают установить причину проблемы, чтобы затем взяться за ее решение. При этом они открыто и умело
ют свои чувства, работая над устранением всех возникающих затруднений.
8. Они способны идти на потерю популярности. Многие из тех, на кого сильно влияют растрачивают большую часть своих сил на беспокойство по поводу того, что думают окружающие. Те же, кто хорошо справляется со стрессом, не слишком тревожатся, если окружающие не одобряют их поступки.
9. Они не заставляют себя следовать крайне жестким планам, которые вряд ли можно выполнить. Это суть профессионального отношения, позволяющего не оказываться в состоянии постоянной борьбы за выполнение нереальных обязательств.
10. Они активно ограничивают степень своей вовлеченности в работу. Будучи готовыми посвятить значительные усилия достижению цели, они поддерживают сбалансированное отношение к разным сферам жизненной активности.
Часть приведенных характеристик представляет собой жизненные позиции, часть — навыки врешении проблем. Наиболее важна способность менеджера ясно и объективно оценивать требования работы и творчески подходить к решению проблем. Некоторые считают, что этого легче добиться, если использовать методы, позволяющие расслабиться. Основа этих методов — в позиции процессов, происходящих внутри вас, и сознательном создании состояния покоя в ваших мыслях и чувствах. Расслабление восстанавливает силы тела и успокаивает ум необычайно быстро.
РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ. Некоторые руководители выполняют значительный объем работы в ограниченные сроки, другие жалуются, что не могут достичь определенных результатов из-за «недостатка времени». Для последних возможность научиться более эффективно и разумно распоряжаться временем поистине драгоценна.
Учиться эффективно использовать время следует начинать с понимания того, куда оно у вас уходит. Без ПОЛ ного представления о вашей ежедневной работе нет никаких оснований для внесения изменений. Начав изучать использование своего вре
мени, вы, вероятно, придете к некоторым из следующих оценок:
Я позволяю себе тратить свое время на других.
Я растрачиваю время на мелочи.
Я позволяю отнимать у себя время эмоциям.
Я не умею достаточно хорошо планировать и, как следствие, создаю себе работу, требующую дополнительных затрат времени.
Я делаю ТО, что могли бы выполнить другие.
Я не добиваюсь целей в поставленные мною сроки.
Как говорится, «то, как мы используем, наше время, говорит о том, кто мы», и те же факторы, которые снижают эффективность в использовании времени, подрывают нашу общую эффективность.
Ключ к улучшению использования времени — это осведомленность. Недавно в спортивном мире были выработаны методы, позволяющие развивать навыки самосознания с куда большей точностью. В качестве примера нового метода проведем сравнение подходов двух инструкторов, обучающих катанию на коньках.
Никиту убедили пойти покататься на коньках вместе с детьми. Поскольку он до этого ни разу не стоял на коньках, он решил взять несколько уроков. Его первый инструктор постоянно давал указания, исправлял ошибки и старался учить так, как это делают другие. На втором уроке у Никиты был другой инструктор, сосредоточивший свои усилия на том, чтобы помочь ему понять, что происходит, когда тот делает на льду те или другие движения. Этот инструктор задавал вопросы типа следующих:
Что вы о^^аете, когда быстро двигаетесь?
' Какое движение делает нога при повороте?
Как меняется дыхание при ускорении?
Что произошло, когда вы упали?
Что вы говорите себе о своих способностях?
Второй инструктор помогал Никите лучше понимать последствия различных движений и учиться, опираясь на возрастающее осознание того, что с ним происходит. Врезультате создавалась обратная связь с уже накопленным опытом, что, конечно, лучше, нем учиться только на жестких указаниях.
Наблюдать за затратами своего времени и оценивать, действительно ли эти затраты соответствуют вашим нуждам, можно с помощью вопросов, сходных с теми, какие задавал Никите инструктор:
Что я испытываю, делая это?
Какие свои способности я использую?
Каков результат моих временных затрат?
Испытываю ли я напряжение в данный момент?
Действительно ли я полон энергии и сил?
Как и почему я решил потратить время именно на это?
Обратите внимание: эти вопросы получе
Ния информации, не для вынесения суждений. Если вы не удовлетворены собой, ваши суждения могут затруднить процесс обучения и внесения изменений. Куда полезней просто посмотреть на то, как вы тратите время, и собрать эти наблюдения. Это мало-помалу повлияет на вашу самооценку, и перемены произойдут сами собой. Ключом к такому методу наблюдения за собой и обучения является самоосознание.
ВРЕМЯ И СИЛЫ МЕНЕДЖЕРА. У многих руководителей возникают проблемы с распределением времени: столько всего нужно сделать, что вполне можно было бы работать по двадцать часов ежедневно. Однако те, кто умеет им но распоряжаться, становятся крайне скрупулезными, «вкладывая» свое время; они постоянно задают себе следующиевоп- росы:
Надо ли мне делать это?
Хочу ли я делать это?
Какими могут быть потенциальные результаты?
Как это сделать проще всего?
Могули я привлечь тебе в помощь дополнительные ресурсы?
Не могу ли я делать также что-либо еще?
Идея, неявно содержащаяся в термине «вклад крайне полезна. Относитесь к своему времени также, какудач - ливый вкладчик капитала обращается со своими акциями. Проблемы в том и другом случае похожи. Инвестор не может иметь вклады всюду и поэтому выбирает определенные
Ложения, так распределяя свои инвестиции, чтобы общий эффект был наибольшим. Точно так же и менеджер располагает ограниченным количеством времени и должен, вкладывая его, максимизировать ' свои результаты.
РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ. Для руководителей, рационально распоряжающихся временем, характерны четыре общие черты:
1. Они бережливо относятся к своему времени, осознавая, что это бесценный ресурс, требующий разумного обращения с ним. Прежде чем принять решение о выделении времени на какую-либо конкретную деятельность, руководитель оценит, так ли уж она полезна. Та, которая не обещает весомых результатов, сразу же отвергается.
2. Они совершенствуют умение делегировать свои полномочия. Перераспределение полномочий представляет собой процесс передачи задач от одного к другому. С передачей своей ответственности за выполнение задачи, полномочий и возможностей по ее решению высвобождается время на более ценную деятельность.
3. Они планируют использование времени. Составляется расписание действий, готовится та или иная форма сетевого плана так, чтобы обеспечить выбор рационального решения.
4. Их подход к решению проблем основан на оценке его эффективности. При возникновении трудностей и в моменты, когда необходимо найти решение, руководитель, эффективно использующий время, выберет такой метод, который приведет к эффективному решению проблемы.