Как дела у ваших конкурентов?
В России пока далеко не все понимают, что право сравнивать и выбирать товар — это единственная гарантия его качества, что только наличие конкуренции заставляет в какой-то мере оптимизировать рыночные отношения.
Западные банки не рассматривают те бизнес-планы, в которых написано, что «данная продукция не имеет конкурентов».
Более умудренные в бизнесе западные партнеры вполне справедливо считают, что такая фраза может появиться по двум причинам:
1. Предлагаемый продукт или услуга никому не нужны. В этом случае действительно конкурентов нет, но и реального рынка тоже нет;
2. Производителю неизвестны конкуренты. Это может быть следствием неверного позиционирования товара, неправильного определения потребностей клиентов — список можно продолжить. Но самое главное — неверное действие при определении того, с кем и как вы конкурируете.
Тут можно напомнить, что найти конкурентов несложно. Достаточно представить четко те потребности, которые ваш продукт может удовлетворять, посмотреть, какие есть другие возможности у вашего потенциального клиента удовлетворить те же потребности. Все, кто полностью или частично могут это сделать, — ваши конкуренты.
Конкуренция — неотъемлемая составная часть рыночной среды; развитой рынок немыслим без конкуренции.
Общую характеристику конкуренции на рынке можно дать на основе экспертного анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции. К таким факторам относятся:
• численность конкурирующих фирм;
• сравнительная мощь;
• степень диверсификации продукта, предлагаемого на рынке;
• возможность проникновения на рынок и ухода с рынка;
• ситуация на смежных товарных рынках;
• различия в стратегии конкурентов;
• особые мотивы для конкуренции на данном рынке. Из дополнительных факторов, воздействующих на конкуренцию, отметим, хотя бы в порядке перечня, следующие:
Широкая деятельности конкурентов не
Позволяет избежать столкновения с ними посредством специализации;
Быстрое, но сравнительно непродолжительное по времени расширение рынка спроса на данном товарном рынке может ослабить конкуренцию, а его сокращение — усилить;
Чем выше степень диверсификации продукта, тем при прочих равных условиях ниже уровень конкуренции на рынке;
Высокие издержки переключения с одного товарного рынка на другой — фактор, способствующий снижению уровня конкуренции, хотя и не всегда;
Барьеры ухода с рынка или проникновения на него действуют в целом в противоположном направлении: повышение барьеров способствует снижению конкуренции, и наоборот;
Барьеры проникновения тем выше, чем значительнее дифференциация продукта;
При различиях в реализуемых стратегиях уровень конкуренции относительно снижается.
Специфика и сила воздействия этих факторов на конкуренцию требуют анализа, оценки весомости каждого из них. На основе полученных результатов делаются выводы по уровню конкуренции.
Передовая техника и более высокое качество производства дают преимущество в конкурентной борьбе только тогда, когда они востребованы рынком. Для превращения потенциальных преимуществ в реальные необходимы серьезные усилия.
Например, был предложен проект, в котором в холодильниках в качестве хладагента будет использоваться вместо фреона воздух. Как известно, фреон, в отличие от воздуха, экологически вреден. При этом указывалось, что у создаваемых холодильников нет конкурентов. Довольно типичная ошибка. То, что новые холодильники могут работать на воздухе, несомненно, конкурентное преимущество, но при этом не дающее права говорить об отсутствии конкуренции.
Очень часто в бизнес-планах проводится — в явной или неявной форме — линия на то, что у конкурентов сделано так, а я буду делать иначе, «исправляя» их ошибки. Это возможный путь, но иногда к цели приводит прямо противоположный — разумное копирование эффективных действий или схем работы конкурентов. Так, например, большинство существующих схем «быстрого питания», включая «русское бистро», рестораны «Quick» обязательно перенимают то лучшее, что накоплено империей доналдс».