Что такое товар?
Вопрос о том, что на самом деле является товаром и для какого покупателя он предназначен, не всегда прост.
Например, в бизнес-плане по созданию системы кабельного телевидения утверждалось, что здесь в качестве товара может выступать «возможность подключения к 10 и более каналам» и чем шире будут эти возможности, тем больше денег конечные потребители (жители домов, охваченных системой кабельного телевидения) будут платить. Но будущих телезрителей больше интересуют не потенциальные возможности системы, а то, какие передачи они смогут смотреть по этим каналам. Таким образом, в затраты проекта необходимо было включить все, что связано с организацией вещания (покупкулицензии и др.), а абонентскую плату установить в зависимости от количества и качества принимаемых каналов.
Если в роли потребителей выступили телестанции, передающие свой сигнал по указанным каналам, то им в качестве товара действительно можно предложить «возможность вещания»
По различным каналам, и тогда уже сами телестанции^ будут устанавливать плату с телезрителей с учетом своихрасходов на обслуживание канала.
В понятие «товар» входят непосредственно изделие и все отдельные составляющие, так или иначе предстающие перед покупателем и оказывающие влияние на покупку: покупаются и вещь, и сервис.
При описании товара в бизнес-плане полезно указать его назначение. Это позволяет конкретизировать содержание ряда глав бизнес-плана и избежать часто встречающихся ошибок в определении потенциальных клиентов. Приобретение товара личного пользования — это результат решения одного человека, максимум — согласованных действий семьи. Покупка товара производственного назначения — результат коллективного решения, в принятии которого участвуют и более человек, находящихся в некоей административной иерархии.
Товары личного пользования обычно делят на три группы:
• изделия длительного пользования — автомобили, холодильники, одежда, мебель и т. д., приобретаемые сравнительно редко;
• изделия краткосрочного пользования — пищевые продукты, косметика, моющие средства, потребляющиеся сразу или незначительное число раз, после чего их необходимо снова покупать;
• услуги—действия, результатомкоторых является какое-, нибудь изделие или тот или иной полезный эффект.
Изделия краткосрочного пользования характеризуются важной особенностью: покупатель, однажды удовлетворенный качеством товара, в дальнейшем предпочитает покупать ту же торговую марку, становясь постоянным клиентом. Если сам процесс покупки не требует от покупателя больших усилий, феномен приверженности кданной марке возникает достаточно быстро.
Для изделий краткосрочного пользования необходимо создание фирменного стиля. Здесь вполне уместна и оправданна разработка серьезной рекламной кампании. Только для таких
Товаров обо всем этом нужно писать в бизнес-плане.
Товары производственного назначения требуют принципиально иного подхода как в организации продаж, так и для того, чтобы сформировать у клиента приверженность к марке. Здесь покупательособенно ценит надежность поставщика, под которой понимается уверенность в том, что товар надлежащего качества будет поставлен точно в срок со всей необходимой документацией, что рекламе и устным обещаниям поставщика можно безусловно доверять и т. д. Важной особенностью является и то, что товары надежного поставщика покупают по более высоким ценам, чем товары его конкурентов; клиенты не отказываются от покупки при обоснованном повышении цен. Конкуренция на рынке товаров производственного назначения имеет неценовой характер, а репутация фирмы достигается планомерными и длительными усилиями. Здесь очень важны имидж фирмы и личные контакты ее представителей
Очень сложно получить деньги под бизнес-план, в котором рассматривается выпуск товаров производственного назначения с упоминанием о «большой рекламной кампании с использованием ведущихгазет, журналов, телевидения», говорится о главном преимуществе товара, его дешевизне, о том, что выход на максимальный объем продаж произойдет ровно через месяц после начала производства. Здесь же укажем еще на одну распространенную ошибку: на практике фирмы организуют продажу товаров через своих агентов — представителей на местах и выплачивают им комиссионные, но забывают учесть это при финансовых.
Вполне возможны и иные способы классификации товаров как личного пользования, так и производственного назначения. Например, разделение изделий на предметы повседневного спроса, предметы тщательного выбора и престижные предметы подчеркивает то, что некоторые товары в глазах окружающих не могут, а другие, наоборот, способны указать на высокий социальный статус их владельца. Выбор классификационных признаков, естественно, определяется целью, с которой проводится данная классификация в бизнес-плане.
7.2. Для чего нужна общая характеристика отрасли?
Общая характеристика нужна, чтобы ваш бизнес сравнивали не с какой-то абстрактной фирмой, а с фирмами, которые подобны вашей. Приведем один пример. Если фирма имеет более 7поставщиков, то ее бизнес считается рискованным. Естественно, это годится для некоторой «средней» фирмы и абсолютно не подходит для автомобильной промышленности, где имеются десятки и сотни поставщиков.
Некоторые инвесторы специализируются на определенных отраслях, создавая длинные и сверхдлинные цепочки (среди российских банкиров эпохи «ранней приватизации» была популярна шутка о том, что покупать завод слишком рискованно, нужно покупать целую Отрасль). Инвестиционные компании и банки имеют в своем штате достаточно квалифицированных специалистов по выбранным отраслям, что облегчает их взаимопонимание с будущим клиентом. Приоритетные направления вложений средств, как правило, публикуются в рекламных проспектах, и с ними можно ознакомиться, прежде чем обращаться к потенциальному инвестору. Отсюда следует простой совет: выбирайте инвестора, который согласен с вашим мнением о приоритетности выбранной отрасли.